Техника - молодёжи 1980-06, страница 25

Техника - молодёжи 1980-06, страница 25

солома на брикеты \

Так представляет автор статьи идеальные условия уборки хлебов. Уборка зерновых агрегатом А. П. Стукаловаи Б. В. Федосеева. Существующие схемы уборки злаковых.

Технологическая схема уборки, предлагаемая К. А. Б о р и н ы м.

ризному нраву природы хлебороб приноравливается, пытаясь найти в ней и союзника и помощника. Ее нужно не покорять, а любить, только тогда можно воспользоваться ее несметными богатствами. К концу двадцатого века человечество, устав от ошибок, пытается учиться у природы, не нарушать ее законы. Посмотрите на любой злак. Природа четко отделила колос от стебля, как бы подсказывая нам следовать ее примеру. А что же мы?

Комбайн — главный уборочный агрегат — поджимает под себя зрелые хлеба, подрезает под корень и протаскивает все целиком: колос, зерно, солому, полову — с «носа» до «кормы». Что ж получается? Около 80% мощности двигателя тратится впустую, уходит на то, чтобы выбросить все, кроме зерна, обратно на стерню. Через некоторое время солому стягивают волокушами на края поля, теряя при этом 35% столь ценного сырья. Зачастую она так и остается гнить под дождем или снегом. Полова же пропадает почти полностью — 95% ее буквально развеивается по ветру. Зато о сохранности сорняков, если они на поле есть, комбайн «заботится»: не только выбрасывает семена трав, но и рассеивает их.

Чаще всего между уборкой хлеба и скирдованием соломы проходит несколько недель, а то и месяцев. За это время незерновая часть урожая в значительной степени теряет свои питательные и технологические качества. А ведь солому можно использовать не только как подстилку для скота, но и как основу органического удобрения. Годится она и как грубый корм домашним животным: им он даже необходим. По химическому составу солома почти не отличается от древесины. В некоторых странах из

рисовой соломы получают лучшие сорта бумаги. Мы же пока «скармливаем» целлюлозно-бумажной промышленности вековые леса...

А что, если сразу отделять зерновую часть злака от стебля, то есть срезать хлеба не только «под корень», но и «под колос»? Тогда солома сразу же упадет на стерню, а на обмолот отправится лишь колосовая часть, что потребует значительно меньшего расхода энергии. Сэкономленные «лошадиные силы» в этом случае можно будет направить на своевременную уборку соломы, на ее брикетирование, измельчение, на превращение в высокопитательный корм, в удобрение, да и в бумагу.

Устройства для среза стебля зерновых в двух уровнях разрабатывают многие научно-исследовательские институты страны. В НИИ сельского хозяйства центральных районов нечерноземной зоны, например, инженером А. П. Стукало-вым под руководством доктора сельскохозяйственных наук Б. В. Федосеева создан дополнительный режущий аппарат к жатке комбайна СК-4. Он предназначен для скашивания зерновых на высоте 30— 40 см с одновременным перерезанием оставшейся стерни. При этом в молотилку поступает меньшее количество соломы, туда не попадают сорняки, а измельченная солома равномерно рассеивается по полю и затем запахивается. Так что работа в этом направлении ведется.

— Но ведь не всякие зерновые можно срезать с такой точностью? Они бывают неодинаковыми по росту, а то и полеглыми. Неспроста ведь конструкторы стали «загонять» в комбайн всю сжатую массу?

— Любой комбайн предназначен убирать только сухой и чистый

хлеб. Насколько часто приходится отступать от этого правила, известно всем механизаторам. Иногда виновата погода, но чаще причина в дефиците людей и машин, не позволяющем сжать зерновые, как только они созрели.

Возьмем уборку ячменя. Созрев, он неделю стоит прямой и усатый, как кавалерист. Вот тогда его и бери! А пройдет срок, подламывается у ячменя стебель, наклоняется колос к земле — и ох как трудно убирать такое поле комбайнерам. При этом не только возрастают затраты труда — теряется значительная часть урожая.

Природа «выделила» неделю на уборку ячменя, и мы обязаны учитывать это. Стоят хорошие хлеба — нужно пускать жатку, режущую в двух уровнях. Повалены дождем или бурей — придется работать обычному комбайну.

— Допустим, Константин Александрович, колосья срезали отдельно и направили в молотильный аппарат. Но и тогда все равно в полученном зерне, как и сейчас, 25% пострадает от механических повреждений. Можно ли этого избежать?

— Как мы оберегаем ребенка с колыбели, так и зерно нужно учиться беречь еще в колосе. Посмотрите, как любовно относится природа к своему творению: обернула каждое зернышко двумя пленками, а расположению зерен вдоль осевой части колоса придала форму синусоиды и тем самым не дает распространяться болезни с пораженного зерна на здоровые. Мы же такой предусмотрительностью похвастаться пока не можем. Комбайн универсален. Он убирает все зерновые, начиная с пшеницы и ржи, овса и ячменя и кончая семенными травами и под

23