Техника - молодёжи 1982-08, страница 26

Техника - молодёжи 1982-08, страница 26

НИКОЛАИ ТКАЧЕНКО, наш спец. корр. Фото автора

И ВНОВЬ ЭКСПЕРИМЕНТЫ...

Четыре года назад (№ 11 за 1978 год) в «ТМ» появилась статья ▲. Измайлова «ЛКГ просится в рейс», в которой рассказывалось о необычном вездеходе-амфибии с лыжно-катково-гусеничным движителем, изобретенным инженером М. Авенариусом еще в 1947 году. Эта машина, отличающаяся высокой проходимостью и, главное, не разрушающая верхнего слоя почвы, заинтересовала работников многих предприятий и учреждений, особенно в Сибири и на Крайнем Севере.

Вездеход, легко преодолевающий заболоченные участки, пришелся по душе и мелиораторам. Привлек он внимание и тружеников сельского хозяйства — им-то хорошо известно, как тяжело приходится тракторам, комбайнам, автомашинам и прочей технике на колесном и гусеничном шасси на размытых дождями полях, грунтовых дорогах и на снежной целине.

На Пленуме ЦК КПСС, состоявшемся 24 мая 1982 года, было четко указано, что «транспортное обеспечение агропромышленного комплекса — одна из важных задач Продовольственной программы».

Не случайно же многие читатели обратились в редакцию с просьбой сообщить, как обстоят дела по внедрению вездехода с лыжно-катково-гусеничным движителем в народное хозяйство.

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что он до сих пор не поставлен на конвейер. Почему! — естественно возникает у вас вопрос. Надеемся, что ответ вы и сами сформулируете, прочитав статьи Н. Ткаченко и К. Арсеньева.

Наш Ми-8 взревел и, взметнув

на грунтовой площадке тучу песка и пыли, взлетел. Курс от аэропорта Каргасок, что на севере Томской области, мы взяли вниз по течению Оби.

Мы шли на высоте 300 метров. Внизу упруго извивалась черная полоса воды. Здесь фарватер. Он то проходит прямо под нами, то укатывается вдруг куда-то в сторону, к самому горизонту, оставляя вместо себя большую протоку, десятки рукавов и стариц, с бесчисленным множеством вкрапленных между ними озер. Сплошной шубой трав и кустарников покрыто пространство внизу. Это и есть могучая обская пойма, уникальный природный комплекс. Главное его богатство — пойменные угодья, площадь которых в бассейне Оби превышает 6 миллионов гектаров.

Мы подлетаем к этим местам. Кирилл Янкелевич, директор специализированного совхоза 4 Пойменный», занимающегося производством кормов, не отрываясь от иллюминатора, смотрит и смотрит на зеленую эту землю. По его мнению, она может дать сотни, нет, сотни тысяч тонн травы, сена, сенажа, силоса, травяной муки...

— Полстраны мы можем прокормить с нашей поймы! — восклицает Янкелевич. — Я не преувеличиваю — нигде нет ничего подобного — ни на Лене, ни на Енисее!..

Совхоз, пожалуй, единственный в своем роде. Ну если не в стране, то за Уральским хребтом уж точно. Созданный четыре года назад, он сделал уже немало. Главное достижение «пойменцев» — три пла

вучих завода по производству травяной муки. За 500—700 километров от Томска они заготавливают витаминную муку, окашивая побережья да ближайшие суходольные участки. А это значит — всего 10 процентов общей зеленой массы почти даровых угодий. И только с суходольных участков, куда, хотя и с великим трудом, могут проникнуть обычные комбайны, тракторы и сенокосилки.

К сожалению, проблема создания мобильной техники, умеющей забраться в сырые низины и забо-лоты и при этом не нарушающей своими траками и колесами весьма хрупкий покров наилка, далека от разрешения. Я, по крайней мере, не видел пока ни одной подобной машины. Больше того, до сих пор нет еще универсальной научной и инженерной концепции в подходе к освоению несметных зеленых кладовых Севера.

А вот применяемые в этих районах 4 классические» вездеходы в последние годы вызывают все больше нареканий, особенно от экологов.

...Сверху она похожа на след от болотного сапога. В него натекло воды — так и появилась достаточно глубокая старица, в половодье сливающаяся с руслом. У берега ее стоял один из первых в стране плавзаводов витаминной муки.

Мы приземлились на берег, заросший высокой сочной травой. В сторонке, в тени прибрежного тальника, виднелась какая-то машина, похожая на тягач, выкрашенная в ярко-оранжевый «испытательный» цвет.

Впрочем, это и был тягач, семь лет назад оснащенный необычным движителем — лыжно-катко-во-гусеничным (ЛКГ). Тем самым, на который инженер Александр Михайлович Авенариус еще в 1947 году подал заявку и затем получил авторское свидетельство.

...35 лет прошло с тех пор — и ни одной серийной машины! Только опытные образцы. Но и на их счету сотни часов пробегов в труднейших условиях — на дорогах «с покрытием» и без оного, в снегах двухметровой глубины и болотах самых тяжелых категорий на Самотлоре и даже по воде.

Практика показала, что движитель Авенариуса не только наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к машинам вездеходного типа, но главное — « вписывается» в будущий «экологический кодекс», принятие которого, я считаю, не за горами. Машина способна передвигаться, не разрушая почвы.

Нужны такие машины в Сибири? Позволю процитировать письмо министра Миннефтегазстроя, на

24