Техника - молодёжи 1983-03, страница 31

Техника - молодёжи 1983-03, страница 31

Историческая серия «ТМ» БРОНИРОВАННЫЕ РАЗВЕДЧИКИ

Под реданцией: заслуженного деятеля науни и техники РСФСР, доктора технических наук, Героя Социалистического Труда, лауреата

Государственных премий НИКОЛАЯ АСТРОВА; доктора технических наук, полковника-инженера ВЛАДИМИРА МЕДВЕДКОВА. Коллективный консультант: Центральный музей Вооруженных Сил СССР

К концу 20-х годов стало ясно, что одного только бронеавтомобиля БА-27 (см. «ТМ» № 2 за 1983 год) Красной Армии было недостаточно. Тем более эта машина была довольно громоздкой и тихоходной. Армии требовался еще и подвижный пулеметный броневик, предназначенный в основном для разведки, связи и боевого охранения. В то время строить такие машины можно было только на базе стандартных коммерческих автомобилей с одной задней ведущей осью. Выбор пал на шасси машины, которую предполагалось выпускать по чертежам Форда на Нижегородском автомобильном заводе. Этот легковой автомобиль отличался малым весом, простотой и хорошей проходимостью, которую обеспечивали колеса сравнительно большого диаметра (730 мм).

Новый бронеавтомобиль, получивший марку Д-8, был спроектирован и построен под руководством Н. И. Дыренкова (отсюда и индекс Д). Стремясь облегчить и уменьшить машину, сделать ее незаметней и в то же время обеспечить надежной бронезащитой, Дыренков отказался от традиционной башни и разместил вооружение внутри приземистого корпуса.

Оно состояло из пулемета ДТ с запасом патронов в 2079 шт. (в том числе 756 бронебойных), расположенного в правом лобовом листе, рядом с водителем, и такого же запасного пулемета, для которого по предложению К. Е. Ворошилова в кормовой части была предусмотрена дополнительная огневая точка. Поскольку в боковых стен

ках еще имелись бойницы, снабженные бронезаслонками, экипаж Д-8 в случае необходимости мог вести почти круговой обстрел.

Корпус броневика, набранный из термообработанных плоских броне-листов различной формы, сваренных между собой, предохранял экипаж и двигатель от поражения обычными пулями и осколками снарядов.

Бронекапот с откидывающимися боковыми складными дверцами впереди имел жалюзи, через которые к радиатору подавался воздух. В боевой обстановке эти жалюзи закрывались, а воздух шел через наклонный бронелоток, защищавший переднюю ось и картер.

Одновременно с Д-8 был разработан и построен его вариант Д-12, вооруженный еще и зенитным пулеметом системы «Максим». Он устанавливался на авиационной турели на крыше бронекорпуса. Из-за этого корпус в задней части пришлось изменить, увеличив объем боевого отделения и уменьшив угол наклона кормовых листов брони. Задний пулемет ДТ на машине Д-12 уже не устанавливался.

После всех этих переделок высота машины увеличилась до 2015 мм, боевая масса возросла на 70 кг, что, впрочем, не повлияло на подвижность и проходимость броневика. В частности, средняя скорость на проселочной дороге составляла 30 км/ч. При движении по снегу и грязи экипаж использовал старое средство — браслетные цепи противоскольжения. После испытаний обе бронемашины были приняты на вооружение.

Однако через некоторое время Д-8 модернизировали, установив на нем поворотную башню с пулеметом ДТ в шаровой установке. А в 1932 году на основе Д-8 и на том же шасси (позже замененном аналогичным отечественным l АЗ-А), был построен бронеавтомобиль ФАИ. Однако новая, перспективная компоновка машины привела к значительному увеличению ее высоты (2240 мм) и боевой массы — до 2 т. Боевые качества модернизированного броневика заметно улучшились, поэтому все последующие советские бронеавтомобили были башенными.

Броневики ФАИ выпускались в 1933—1936 годах, участвовали почти во всех пограничных конфликтах, спровоцированных агрессивными кругами капиталистических государств, и в начальном периоде Великой Отечественной войны.

Кстати сказать, довольно удачным оказался и железнодорожный вариант ФАИ. Для движения по рельсам поверх его колес одевались облегченные диски с желеянодорож-

Легний бронеавтомобиль ФАИ

ными ободами и ребордами, соответствующие нормальной рельсовой колее. На таком ходу ФАИ-желез-нодорожный легко развивал скорость до 86 км/ч. Существенным недостатком было большое время (около 30 мин) замены колес, требовавшей выхода экипажа наружу, и невозможность движения задним ходом быстрее 24 км/ч.

Стремление усилить бронезащиту и вооружение легких броневиков, снабдить их радиостанциями — тогда еще громоздкими и тяжелыми — неизбежно приводило к увеличению боевой массы. Стандартные легковые шасси уже не могли выдерживать такую нагрузку — на ФАИ она превосходила номинальную на 40—45%- Б результате перегруженные колеса вязли на слабых грунтах. Пытаясь найти выход из положения, конструкторы попробовали применить трехосное шасси с двумя задними ведущими осями.

Вариант шасси на базе ГАЗ-А, созданный под руководством Л. В. Курчевского, был запущен в производство в 1934 году под маркой ГАЗ-ТК. В 1935 году на этом шасси Коломенский завод построил бронеавтомобиль ГАЗ-ТК. При том же вооружении и броне, что и на ФАИ, на этой машине была увеличена длина боевого отделения, что позволило разместить рацию и третьего члена экипажа — радиста. Заметно возросла проходимость, преодолеваемый подъем достигал 22°, однако из-за того, что боевая масса составляла уже 2,62 т (при том же двигателе в 40 л. е.), максимальная скорость снизилась до 63,2 км/ч.

Учтя это, волжские автомобилестроители построили трехосное шасси ГАЗ-ААА (конструктор В. А. Грачев) с червячными задними мостами.

Однако после перехода Горьков-ского автозавода в 1936 году на выпуск нового легкового автомобиля М-1, который был значительно мощнее и прочнее ГАЗ-А, конструкторы решили использовать в качестве базы для легких бронеавтомобилей шасси «эмки».

ЕВГЕНИЯ ПРОЧКО, инженер

29