Техника - молодёжи 1984-06, страница 59

Техника - молодёжи 1984-06, страница 59

Винчи писал герцогу Луиджи Сфор-ца: «Я строю безопасную, закрытую колесницу, совершенно неуязвимую; когда она врежется со своими пушками в глубину неприятельского расположения, какова бы ни была численность противника, последнему придется отступить; пехота может следовать за ней в безопасности и не встречая сопротивления». Сохранились чертежи Леонардо: в одном случае это колесница с серпами и вращающимися палицами, влекомая лошадью, в другом >— повозка ва колесах, внешне похожая на черепаху. Находившиеся внутри люди приводили ее в движение, вращая коленчатый вал, передававший усилие на колеса с помощью зубчатой передачи. Вооружена она была огнестрельным оружием.

В 1558 году некто Хольцшуэр предложил императору Максимилиану I своего рода подвижную крепость ва колесах.

У нас на Руси подобные сооружения назывались «гуляй-города-ми». Передвигались они за счет усилий спрятанных за деревянными стенами бойцов. Впервые о «гуляй-городе» упоминается в 1630 году при описании похода русских на Казань.

Машины Леонардо да Винчи и Хольцшуэра, да и «гу^яй-города» можно считать в каком-то смысле предшественниками шнков. Однако в движение их приводила живая сила людей или лошадей. Известны и попытки использоааль силу ветра. Так, в 1472 году некто Вальту-рио предложил боевую повозку с крыльями, как у ветряной мельницы. Вращающий момент с них передавался на колеса почти так же, как и в проекте Леонардо да Винчи. В 1699 году голландец Симон Стевен построил четырехколесную повоэку с мачтой и парусом. При хорошем ветре она резво бегала по ровному месту. На ней предполагалось установить пушки, но о боевом применении ее ничего не известно. Из русских летописей можно заключить, что в походе 906 года князь Олег поставил свои парусные ладьи на колеса и с попутным ветром двинулся на Константинополь по суше.

Можно упомянуть и другие попытки создать боевые машины. Вольтер должен был знать о тех, кто до него работал над их созданием; в его предложении не содержится нового. Да и само предложение, по словам Вольтера, всходило от какого-то старого офицера. Сам факт того, что Вольтер предлагал Екатерине П (да в не только ей) идею боевой машины, хорошо известен и не раз освещался в специальной литературе прошлых лет. А вот об испытаниях

таких машин, якобы происходивших во Франции в середине XVIII века, достоверных сведений нет. Даже в докладе Наполеона I (по случаю избрания его в члены Французского института), посвященном использованию самодвижущихся машин для военных целей, об атом не упоминается.

Так что же хотел или мог предложить Вольтер? По-моему, Л.Михайлов несколько увлекся,пытаясь представить «на машине Вольтера» такие технические детали, как броня, поворотная башня... Скорее всего Вольтер, проект которого никоим образом не опережал свое время, а, наоборот, отставал от него, имел в виду повозку типа шотландской, уже упомянутой выше. Тащили такую повозку одна или две лошади. На ней располагалось несколько человек, вооруженных ружьями. О какой-либо защите людей и лошадей не могло быть и речи. Сам Вольтер называет эти повозки несколько измененными старыми боевыми колесницами. Он всюду пишет л char leger», то есть «легкая повозка»; о какой уж броне или пушках можно тут говорить? Да в упорное употребление слова «танк» по отношению к колесницам Вольтера совершенно неправомочно. По-французски танк в наше время называется *char de combat», то есть «боевая повозка». Аналогичным сочетанием слов танк именуется во многих языках: немецком, итальянском, шведском, японоком, польском. В большинстве языков произошло переосмысление старого термина. Вольтер оке, говоря «char leger», имел в виду именно повозку или телегу, но никак не бронированную машину, которую через полтора века стали называть танком.

Удивительнее другое: Вольтер, по-видимому, ровным счетом ничего не знал о работах своего соотечественника Никола-Жоэефа Кюяьо. В 1769 году тот построил и успешно испытал паровой автомобиль, который мог двигаться со скоростью до 4 км/ч и перевозить груз в тонну-полторы. Изобретатель видел в своей машине тягач для тяжелых пушек. Однако его изобретение действительно опережало свое время и потому не получило развития.

А в 1770 году англичанин Ричард Эджворт получил патент ва своеобразный гусеничный движитель. Он предложил соединить железные пластины шарнирами и надеть образовавшуюся замкнутую ленту на колеса телега.

Любопытно, какого боевую машину мог бы сконструировать сведущий и толковый инженер в 1770 году? Что было в его распо-

Черепахообразмая боевая машина, как ее представлял великий Леонардо да Винчи.

Поход княэя Олега на Царьград.

Подвижная крепость Хольцшуэра. Русский «гуляй-город».

57