Техника - молодёжи 1987-09, страница 28

Техника - молодёжи 1987-09, страница 28

«РУКИ» ДЛЯ РОБОТОВ И СКОБЫ ДЛЯ КОРСЕТОВ

Из запоминающих сплавов делают приспособления, которые могут захватывать и удерживать какие-либо предметы, открывать и закрывать окна, служить движителями, обеспечивать герметичность соединений труб и закреплять кости при переломах.

Например, нитинол (сплав на основе никеля и титана) используется для обеспечения герметичности стыков в самолетных конструкциях, под водою, а также для предотвращения утечки радиации на атомных электростанциях. Проволока из ни-тинола служит и для изготовления удобных в пользовании скобок в зубоврачебной практике. В отличие от скобок из нержавеющей стали (их необходимо периодически подтягивать, что неудобно и болезненно для пациента) нитиноловые обеспечивают постоянное и равномерно распределенное давление. Китайские врачи проводят эксперименты по использованию нитиноловых имплантантов, которые способны удерживать фрагменты сломанной кости точно на заданном месте.

Дешевые в производстве и обладающие высокой электропроводностью запоминающие сплавы на основе меди начинают использоваться в целом ряде устройств — от роботов до систем терморегулирования в теплицах. Некоторые электротехнические компании применяют эти сплавы в автоматах защиты сети, которые при перегрузке отключают ее и снова включают, как только температура проводов упадет до нормы. Одна из американских фирм изготовляет из сплава на основе меди термочувствительные пружины, которые исправно открывают и закрывают вентиляционные люки в теплицах и животноводческих фермах, а также особые пружины для ванн и душевых установок.

Некоторые японские фирмы наладили производство «рук» для роботов. Эти квазиживые конечности способны сжимать и разжимать пальцы в зависимости от того, проходит или нет по «сухожилиям» из запоминающего сплава электрический ток.

(По материалам зарубежной печати)

Действующая модель мартенситного двигателя.

ВДОХНУТЬ жизнь

в холодный

МЕТАЛЛ

Владимир ЩЕРБАКОВ,

писатель-фантаст

Мне близка тема поиска новых материалов. Признаюсь, приходилось вы-мысливать вещества с необычными свойствами. Это один из художественных приемов, позволяющий ставить литературных героев в самые непривычные для читателя (а иногда и для самих действующих лиц) ситуации. Помните, у Герберта Уэллса чудодейственное снадобье делает химика-изобретателя невидимым. Удивительные вещества дают возможность построить удивительные машины и даже совершить путешествие во времени. Правда, самый фантастический материал, обладающий неограниченными возможностями, появился впервые в народных сказках. Я имею в виду то, из чего сделаны волшебные палочки. Кто знает, может быть, когда-нибудь мы разгадаем их секрет?

Ну а теперь серьезно. Новое всегда создается на основе старого. Как ни крути, число комбинаций атомов в молекулах ограничено. Стало быть, чтобы совершить открытие в области материаловедения, необходимо день за днем скрупулезно исследовать свойства уже известных науке веществ. И приходит время, когда мы вдруг начинаем смотреть на предмет изучения иными, неравнодушными глазами, когда мы обретаем способность удивляться обыденному.

Думаю, именно такой момент наступает сейчас в науке о металлах. То, что казалось нам традиционно скучным (а кое-кому и отжившим свой век), грозит превратиться в увлекательней

шую и многообещающую обяэсТь прикладного знания.

Ах, как полезно бывает раскрепостить свое мышление, поверить, что невозможное возможно!

Не так давно на реке Вашке в Коми АССР рыбаки нашли кусок серебристого сплава. Стоило провести по этому «камешку» острым металлическим предметом, и он наподобие бенгальского огня испускал целый сноп искр. Говорят, загадочная находка побывала в научных институтах Москвы. Был определен ее химический состав. Это оказался сплав редкоземельных элементов, однако полученный неизвестным науке способом. Мне довелось проанализировать состав примесей таинственной находки. Он удивительно похож на список микроэлементов, которые входят в состав лунных коренных пород. Неужто в свое время кто-то уже освоил вакуумную металлургическую технологию?

Не будем, однако, отвлекаться на рассуждения о том, кто создал сверкающую деталь. (Это тема для отдельного и долгого разговора). Главное, что мы для себя уяснили,— и такие сплавы возможны. Еще не научившись их производить, мы смогли подробно ознакомиться с физическими свойствами конкретного образца. Редкая удача. Не всегда нам будет столь здорово везти. А хорошо бы заранее знать, что ожидает впереди, к чему стремиться...

И здесь может помочь фантастика. Вот, например, маленький металлический шарик (пускай даже стальной). Закапываем его в землю, словно обычное зернышко, а вырастает из него... машина — по усмотрению писателя.

«Ага! — скажет искушенный читатель.— Это все сказки. Тоже мне, «зубы дракона»!»

Тем не менее все придумано на базе данных, известных науке. Стальное зернышко — это материальный носитель программы мини-фабрики по обогащению и переработке извлеченных из породы металлов. Полная аналогия с растениями, которые добывают необходимые вещества из почвы, воздуха.

Идея появилась в фантастических рассказах пятидесятых и шестидесятых годов, расцвела пышным цветом, но... со временем захирела. Живая органика очень сложна по своему строению. Только соединения углерода способны объединяться в гигантские макромолекулы, которые и являются носителями наследственной информации. А на кристаллической решетке, состоящей из простейших атомов, особо не разгуляешься.

Так подумали. И похоронили идею. Но теперь мы начинаем конструировать сплавы, образовывать сложные дефектно-примесные структуры. Металлурги овладевают навыками инженеров-конструкторов. Заговорили о генетических свойствах кристаллов. Вот они, первые ступеньки на пути создания живого железного зернышка.

26