Техника - молодёжи 1989-06, страница 20

Техника - молодёжи 1989-06, страница 20

«...Изобретения

и

0

1

I

<

г

ф а

I

о

и

5 5

а о

Ь-

и 5

го

з:

военно-секретного характера»

Наводившие ужас на гитлеровцев радиофугасы, известные под условным наименованием ТОС — техника особой секретности. Приспособления для переброски самолетами тяжелой военной техники. Первые торпедные катера и приборы для управления ими на расстоянии. Управляемый по радио самолет-снаряд с огромной бомбой весом свыше 5 т... Обо всем этом наш журнал рассказывал в статьях «Это было тайной» (№ 5 за 1975 год), «Впередсмотрящий» (№ 1 эа 1987 год), «Как создавался «москитный» флот» (№ 7 за 1978 год), «Пятитонка» (№ 2 за 1975 год).

И вот представьте себе: первоначальные проекты всех этих видов техники зародились в одном поистине универсальном исследовательском центре — Особом техническом бюро, которым руководиji на редкость талантливый изобретатель Владимир Иванович Бекаури (1882—1938). История Остехбюро, на создание которого Бекаури получил мандат за подписью В. И. Ленина, еще ждет своего исследователя. Ликвидация бюро в разгар репрессий 1937 года, трагическая судьба его руководителя и сотрудников долго были причиной того, что об уникальной исследовательской и конструкторской организации говорили невнятно, глухо, со всевозможными пробелами, ошибками и искажениями. Нынешняя публикация подготовлена на основе широкого использования архивных материалов, воспоминаний ветеранов труда и войны, многие стороны деятельности Остехбюро она освещает впервые.

_ дарства, Бекаури полностью оправдал.

С самого начала изобретательская деятельность Владимира Ивановича складывалась удачно. В 1910 году он получает патент на аппарат для отпечатывания на подвижной ленте обозначений времени, в 1914 году—на контрольный аппарат для учета простоя вагонов. Документы 1915 года, когда мировая война была в полном разгаре, отразили изменения в тематике его поисков. Речь идет уже о проекте шрапнельной бомбы, который консультирует профессор Артиллерийской академии И. П. Граве. С этим крупным специалистом по взрывчатым веществам Бекаури поддерживал деловые и дружеские отношения до конца своих дней. Вклад И. П. Граве в дело создания новых видов вооружения для Красной Армии только теперь получает объективную оценку (см. статью Г Назарова «И все же, кто изобрел снаряд для «катюши»?» в журнале «Изобретатель и рационализатор» № 10 и 11 за 1988 год).

Вадим ОРЛОВ,

научный обозреватель, Евгений ШОШКОВ,

кандидат технических наук

Родители Владимира Бекаури жили в Грузии, в селе Али, а по другим данным — в селе Китохи (Хашурский район по нынешнему административному делению). В 1905 году Володя закончил Тифлисское железнодорожное училище и сразу попал в водоворот революционных событий. Спасаясь от царской охранки, он уехал в Сибирь. В Чите встретился со своей будущей женой, дочерью кузнеца Путиловского завода. Вскоре супружеская чета переехала в Петербург С тех пор жизнь Бекаури оказалась прочно связанной с городом на Неве.

В одной из анкет, заполненной им уже в 20-е годы, в графе «род занятий» он написал — «изобретатель», а дальше сделал еще одну запись: «администратор-организатор». Тем самым он отметил две самые сильные стороны своей натуры — способность генерировать оригинальные технические идеи и предпринимать поистине огромный труд организатора для их реализации. Видимо, именно это редкое сочетание и оценил в личности Бекаури В. И. Ленин. И не ошибся. Доверие, оказанное ему руководителем молодого Советского госу-

После революции активность Бе-каури-изобретателя явно возросла. Он подает заявки на сигнальное устройство для охраны помещений, на новую мину заграждения. Старые мины образцов 1908 и 1912 годов, которые были на вооружении флота, имели боевой заряд в 8 пудов (128 кг). В годы первой мировой войны этого было достаточно,

Владимир Иванович БЕКАУРИ — изобретатель с ленинским мандатом.

чтобы вывести из строя корабль противника. Но уже ко времени окончания боевых действий на море такие мины устарели и не могли успешно применяться против новейших кораблей, построенных с учетом опыта мировой войны. Поэтому Бекаури и предложил утяжеленную мину заграждения, приспособленную для сбрасывания с большой высоты на парашюте.

Во второй половине 1920 года Бекаури вместе с академиком В. Н. Ипатьевым и другими учеными разрабатывает проект ЭКСМА-НИ—Экспериментальной мастерской новейших изобретений. Научно-технический отдел Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ), где Ипатьев был весьма авторитетной фигурой, поддерживает проект, утверждает совет мастерской и в труднейшее время хозяйственной разрухи финансирует ее деятельность на 1921 год. В своих воспоминаниях ученый довольно подробно воспроизвел эпизод встречи с Бекаури, когда изобретатель изложил ему «свою идею о новом способе более вероятного попадания мин в военные суда». Далее Ипатьев свидетельствует, что именно он сообщил об этом разговоре председателю ВСНХ П. А. Богданову.

Ценные подробности привел ныне живущий в Москве персональный пенсионер Ю. Н. Флаксерман, сотрудник ВСНХ с февраля 1921 года: «Однажды Бекаури пришел ко

18