Техника - молодёжи 1993-01, страница 24

Техника - молодёжи 1993-01, страница 24

Советский бронеавтомобиль БА-20 образца 1936г. (вес — 2,3 т, экипаж — 2 человека, вооружение — 7,62-мм пулемет, скорость —90 км/ч) выпускался на базе знаменитой легковушки ГАЗ М-1 и применялся в качестве разведывательного и связного в боях у Халхин-Гола, на Карельском перешейке и в начальный период Великой Отечественной войны. Пожалуй, единственный сохранившийся...

Советский тяжелый танк Т-35. Разработан в 1933 г., модернизирован в 1933 и 1937гг., выпускался до 1939 г. (всего изготовили около 60 машин). Вес — 50 — 55 т, вооружение — одна 76-мм, ове 45-мм пушки, три пулецета, бронирование — 20 — 30 мм, скорость — 28 км/ч, экипаж —10 — 11 человек. Единственный в мире серийный пя-тибашенный танк.

Советская танкетка Т-27 образца 1931 г. Вес—2,7 т, вооружение — пулемет, скорость — 40 км/ч, экипаж — 2 человека. Любопытно, для таких машин, бывших весьма модными в 20-е годы, набирали невысоких танкистов. Почему — видно из снимка...

ставшийся музею, помимо 75-мм пушки, имеет огнемет, зажигательную смесь для Которого держали в прицепе. При этом машина умеет плавать, за что и была прозвана «крокодилом».

...Побывать в танковом музее хотели бы многие, тем более что и печать, и Центральное телевидение сообщали о нем и даже со ссылкой: «расположен где-то в Подмосковье в одной из воинских частей». То и другое верно, но именно поэтому попасть в него невозможно. ВИМБТиВ стоит на территории в/ч, находящейся в ведении Главного бронетанкового управления (ГБТУ), и, по понятным причинам, сюда «посторонним вход запрещен». Иное дело — экскурсанты с погонами. Правда, в последнее время многие «закрытые» учреждения под нажимом валютной публики двери приоткрывают. Это коснулось и музея, что, впрочем, никак не отразилось на его положении. Хотя в него и зачастили интуристы, опекающая их организация отчисляет в бюджет упомянутой в/ч по 500 рублей с головы. Много это или мало? Посетитель музея в Бовингтоне плати г за входной билет 3 фунта стерлингов, немец за визит в аналогичное заведение — 10 марок, американец — не меньше 5 долларов, то есть 2000 руб. Не будем гадать, сколько «Интурист» зарабатывает от демонстрации коллекции танков, досаднее другое —во всем «цивилизованном мире» выручка от таких экскурсий поступает владельцу экспозиции и расходуется на ее содержание, обновление и пополнение, а у нас музею достаются крохи.

В его штате всего 5 военнослужащих и вольнонаемных, причем первые отдают экспонатам лишь свободное от основной службы время. Не раз начальники музея (и бывшие, и действующий) просили пополнить штат гражданскими сотрудниками за счет в/ч, и каждый раз им приказывали делать это за счет... прибыли. Какая тут прибыль!

— В Бовинп онском музее ежедневно бывает 5 тыс. человек. У нас сголько же едва набирается $а год,— сетует Михаил Валентинович — Чтобы справиться с финансовыми трудностями, нам нужно каждый день принимать по 10 групп экскурсантов, а это невозможно из-за нехватки персонала и пропускного режима.

Нельзя и другое. К примеру, позволить редакции японского журнала «Танк мэгэзин» снять (за соответствующую плату) видеофильм о музее, выполнить аналогичные просьбы англичан и финнов. Или продать американцам отнюдь не уникальные Т-34/85, получив за каждый, в зависимости от состояния, от 200 до 400 тыс. долларов,— запас машин для обмена и продаж есть Нельзя и заключать договоры с другими организациями, скажем, на изготовление весьма ходовых альбомов, проспектов, буклетов, календарей, открыток, моделей-сувениров. Все эти проблемы годами волынятся «старшими по команде».

В той же стадии решения находится и программа превращения музея в научно-исследовагельский ценгр с открытой для всех экспозицией, специализирующийся на истории танкостроения. Согласно ей от Минского шоссе к новому входу (не связанному с режимом проходной) нужно проложить дорогу (на это уйдет 5,3 млн.руб. в ценах 1991 года), а перед ним устроить площадку на 15 автобусов и полсотни легковушек, рядом — заправочную станцию. В самом музее открыть научно-техническую библиотеку, конференц-залы, реставрационные мастерские, кино- и фотолаборатории, обновить павильоны и экспозицию (проект уже разработан студентами и преподавателями Екатеринбургского архитектурного института в порядке учебной практики, а деньги готово предоставить «Нефте-машиностроение» в обмен на размещение рекламы и небольшой офис), организовать военизированную и противопожарную охрану с соответствующей сигнализацией. Как показал опыт, осмотр экспозиции занимает несколько

22