Техника - молодёжи 2003-04, страница 23

Техника - молодёжи 2003-04, страница 23

иноков, но всех, кто обращался в Печер-ский монастырь за помощью. «Легкие» больные приходили к Агапиту в келью, к тяжело захворавшим шел он сам. готовил им лекарства, оставался с ними до их поправки.

Знаменитый пример успешного исцеления — «история болезни» князя Владимира Всеволодовича, позже прозванного Мономахом. В ту пору он княжил в Чернигове; занемог и отправил посыльных за Агапитом в Киев. Однако печерский инок, давший обет не покидать обители, отказался поехать в Чернигов. Но и не помочь больному он не мог. Расспросил о симптомах болезни князя у его посланцев, приготовил требуемое лекарство и передал его Владимиру. Когда же тот исцелился и прислал в награду Агапиту богатые дары «безмездный врач», верный славе бессребреника, не принял их, но велел раздать неимущим... Характерно, что в знамени-

Святой преподобный Антоний Печерский. Икона.

Разумеется, была больница и в Федоровском Городецком монастыре. И в ноябре 1263 г. занемогший в дороге Александр Ярославич Невский наверняка стал ее пациентом. Увы, слишком поздно

ОТКРЫТЫЕ КАЖДОМУ, монастырские больницы были доступны не всем. Обители, при которых они устраивались, располагались, в основном, в городах или вблизи их. Сельское же население, в большинстве своем, по старинке пользовалось услугами знахарей и лечцов — народных врачевателей. А в простейших случаях занималось самолечением Благо «аптека» рядом — в роще, на лугу на огороде И едва ли не в каждом дворе — парная баня, лучшее санитарно-гигиеническое а порой и лечебное, средство.

везмездао шнешие»

том «Поучении Мономаха» есть заповеди в которых нормы христианской морали сочетаются с медицинскими рекомендациями: «Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело... Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны...» Наверное, записывая «на дальнем пути, да на санях сидя» эти сентенции, Владимир Всеволодович вспоминал о своей болезни и чудесном исцелении.

НАРЯДУ С АНТОНИЕМ И АГАПИТОМ, получили известность «целебник Печерский» Дамиан, Пимен Постник, иконописец Али-пий, который лечил проказу и кожные болезни, применяя в качестве мазей «вапы» (краски) собственного изготовления. Занимались врачеванием в лавре и другие монахи. При обители были устроены специальные помещения (по сути, больничные палаты), где находились тяжело больные; за ними ухаживали дежурные братья-иноки. Так что корень у слова медбрат — истинно христианский, православный. Как. впрочем, и у слов медсестра, сестра милосердия. В средневековых русских источниках детально описан уход женщин-мирянок за больными. Они «больным слу-жаша, горшки и прочия их сосуды умыва-ша и варении их искушаша, ложицы их по-даяша, хлеб резаша, брашну приносяша

чашницы подаяша и прочие прислужения им творяша».

«Люди в черных ризах» занимались врачеванием не только в Киево-Печерской лавре. В конце XI в. стараниями митрополита Ефрема, родом грека, Киев обрел «больницы всем приходящим безмездно врачевание». Появились монастырские больницы и в других русских городах: в XI столетии — в Переяславле на Днепре, позже—в Новгороде, Смоленске, Чернигове, Львове, Суздале. Ни одна значительная русская обитель не возводилась без «госпитальных палат». «Испокон веков монастыри были главной лечебницей всех страждущих и недужных, — пишет историк Е В. Романенко в книге «Повседневная жизнь русского средневекового монастыря». — Когда человек заболевал телесно или у него болела душа, он шел в монастырь. В житиях записаны тысячи самых простых и самых невероятных чудес, причем обычно указываются имя и фамилия больного, сообщается, где он жил и чем болел. По молитвам святых в обителях исцелялись от слепоты, беснования (психических заболеваний), бесплодия, зубной боли, расслабления (паралича), проказы и других болезней».

Федоровский Городецкий монастырь. Со старинной гравюры.

Современный историк медицины Т.С. Сорокина приводит список снадобий, которыми пользовались на Руси для профилактики и лечения болезней. Первостепенную роль играли лекарственные растения, их компоненты и производные: полынь, крапива, подорожник, багульник, бодяга, цвет липы, листья и сок березы, кора ясеня, можжевеловые ягоды и многое другое Из огородных культур повсеместно использовались лук чеснок, хрен.

Среди лекарств животного происхождения главное место занимал мед. Применялись также кобылье молоко, оленьи панты, сырая печень трески.

Хорошо знали на Руси лечебные средства из мира минералов и их соединений. Таковы уксус и медный купорос скипидар и селитра, сера и мышьяк серебро и ртуть. (Кстати, целебные свойства красок, применявшихся иконописцем Алипием для лечения прокаженных ученые объясняют тем, что в их состав входили масло и известь.) Разумеется, минералы и яды могли прописывать и правильно дозировать лишь знатоки. Из документов середины XIV в. известно, что в Новгороде той поры приготовлением лекарств занимались алхимики.

Русская медицина была открыта веяниям как с Запада, так и с Востока. На Руси находили приют выходцы из Византии, Болгарии. Армении. Сирии, из немецких земель и стран ислама. Среди них были врачи. Их методы и приемы могли разительно отличаться от местных (по преданию, некий врач-армянин, только взглянув на больного, определял природу и исход заболевания). Но в конечном счете — их опыт и секреты ремесла пополняли сокровищницу естественнонаучных знаний нашего Отечества.

МОНАСТЫРСКИЕ ВРАЧИ ЛЕЧИЛИ «БЕЗМЕЗДНО». Мирские — оказывали помощь за плату, ведь своим ремеслом они зарабатывали на жизнь. Деревенские лечцы получали за свой труд большею ча

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 4 ' 2 0 0 3