Юный техник 1959-07, страница 52ТЕХНИКА рисунка и »кпвопп< (К ЦВЕТНОЙ ВКЛАДКЕ X—XI) КАРАНДАШ. Проводя им по бумаге, мы кан бы спиливаем с него частицы, которые отлагаются на шероховатой поверхности бумаги. Возникают линии. Но карандаш легко стирается. Чтобы сохранит^ рисунок на долгие годы, художник закрепляет его — покрывает легким раствором желатина или молоком. УГОЛЬ, САНГИНА, МЕЛ — это также карандаши, но из другого материала. Уголь бывает обожженный и прессованный. Последний дает глубоний бархатистый черный цвет. Уголь легко стряхивается и стирается, его также надо закреплять на бумаге. Мелом пользуются вместе с углем для рисования на серой бумаге, длл тою чтобы проложить светлые точки, блики. Сангина, приготор ленная из окислов железа, имеет красноватый цвет, который удачно передает телесный тон. Знаменитые художники часто рисов;,, ли углем в комбинации с сангиной и мелем на цветной или серой бумаге, ПАСТЕЛЬ. Именно здесь рисунок приобретает полную живопис. ную силу. Это палочки, приготовленные из различных цветов краски. Пастельные нарандаши можно сделать самому. Техникой пастели выполнена художником Лиотаром картина «Шоколадница», демонстрировавшаяся на выставке в Москве (из Дрезденской галереи). Пастель требует шероховатого грунта. АКВАРЕЛЬ И ГУАШЬ растворяются водой и наносятся на бу. магу мягкой кистью. Вся прелесть акварели в ее прозрачности, Рисуя акварелью, не забывайте, что ckbi зь красочный слой всегда должна просвечивать бумага. Больше воды! Живописные водя-ные подтеки красят акварельный рисуиок. Гуашь менее прозрач любят ли животные музыку? Брюссель. Блестящий зал Гармонии. Три вечера подряд здесь дает свои концерты Антон Рубинштейн. И каждый вечер при первых же звуках музыки на рояль спускается огромный паук. Он сиди( неподвижно, кажется, внимательно слушает музыку. Кан только раздается гром аплодисментов, паук исчезает. Закончились концерты знаменитого русского музыканта, и паука больше никто не видел, дру! ая музыка его не привлекала. Чем же объяснить --аную «любовь» паука к определенной музыке? Если заиграть на скрипке у гнезда комнатного паука, он часто вылезает из убежища, пробегает по паутине, словно проверяя ее, и снова прячется. Но не торопитесь с выводом, будто паук большой любитель музыки. Все дело в том, что от колебания струны скрипки под влиянием резонанса нити паутины начинают дрожать совсем тан же, I как они колеблются, если в них попадает муха. Естествен- 1 но, паук выбегает проверить, каков сегодня обед. Но колеблются нити паутины лишь при определенных нотах, когда период колебания струны и нити совпадает. Вот поче- I му на звучание ряда музыкальных произведений паук совсем не реагирует. Музыкальность птиц известна всем. Многие птицы, разучивая отдельные напевы, воспроизводят их с большой точностью. Один француз даже обучил своего домашнего скворца насвистывать «Марсельезу». Выпущенный на свободу, скворец обучил этой песне всех скворцов округи, которые хором распевали национальный гимн Франции. Своеобразным музыкальным «вкусом» отличаются слоны. В Парижском зоопарке неподалеку от загона со слонами расположился небольшой оркестр для развлечения посетителей. Г на. Ее • ренькам наносят на бумагу постепенно слой за слоем, как бы сту-На'*ками р0 высыхании гуашь несколько светлеет и приобретает бархатистый оттенок. ТУШЬ. Ею пользуются, рисуя пером и кистью. Рисовать пером ложно *— любую ошибку трудно исправить. Надо много рисовать натуры прежде чем приступать к рисунку пером. «То, что напитано пером, не вырубишь топором», — говорит пословица. ТЕМПЕРА — древний вид живописи. Ею писали в XIV веке еликие русские художники Андрей Рублев и Даниил Черный. Они использовали яичный желток, являющийся естественной чмульсией. Темпера разжижается водой. Но, высохнув, в воде не створяется. Поэтому кисти после работы должны быть сразу же вымыты. Акварелью, гуашью и темперой можно рисовать вместе. МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ. Яркость и глубина красок масляной жив-писи позволяют довести изображение до полного сходства природой. Но это и самая сложная техника. В ней вступают в связи различные вещества: растительные масла, лаки, раствори-теЛ|- клей грунта и сухие краски, приготовляемые из различных веществ. Поэтому художник должен знать, кан они взаимно влияют друг на друга. К рисованию масляными красками приступай в последнюю очередь. Но, приступив, будь смелым. Не размазывай краску по поверхности, а наноси ее мягкими мазками, постепенно меняя цвег и рисуя форму. Вот рецепт грунта для масляной живописи на холсте. На 1 кв. м холста — около 10 г столярного клея, 100 г цинковых белил или мела. Клей растворите в 1 л воды и, добавляя белила, размешивайте до получения жидкости чуть погуще молока. Прежде чем наносить грунт, холст проклейте очень жидким раствором Клея (5о/п) два раза. Грунт наносите слоями, давая просыхать каждому слою (до 5 раз) и шлифуя каждый слой пемзой или бруском. Последний слой не шлифуется. При первых же звуках музыки лежавшие слоны вскочили и подняли хоботы. Как только раздались жизнерадостные танцы из «Ифигении в Тавриде» Глюка, они пустились в пляс, издавая короткие гронзительные звуки. Пьеса, сыгранная на фаготе, погрузила их в глубокую задумчивость, слоны стояли неподвижно, согласно кивали хоботами и мотали головами. Особенно восхитила слонов «Лунная соната» Бетховена. Один из джаз-оркестров пытался «поднять» слонов до понимания джазовой музыки. При диких звуках танца в манере буги-вуги слоны, рассвирепев, громко трубя, бросились на музыкантов, которых спасли только железная решетка и быстрые ноги. Своеобразно реагирует на музыку собака. Ее слуховой аппарат значительно чувствительнее, чем у человека. Очень громкая музыка вызывает у собак неприятное ощущение, они разражаются лаем и воем. Собака Ч. Дарвина не выносила даже музыки, доносившейся с улицы; она дрожала, сердце ее учащенно билось, она выказывала признаки величайшего страха. Тосканини сообщает, что его пес охотно слушал игру на виолончели, выл при игре на фаготе, а при звуках органа яростно лаял. Найдите на карте небольшой приморский городон Мон-терей. что на берегу Тихого океана. Этот город интересен своими мостовыми. На протяжении нескольких сотен метров они вымощены... остатками китов. По-видимому, бухта Мон-терей была прежде излюбленным местопребыванием этих гигантских животных. Науке известны случаи, когда отдельные особи и небольшие стада мелких прибрежных китов, заплывающие в прилив на мелководье, гибли, раздавленные собственным весом, когда вода отступала. Накопившиеся в течение многих веков кости и создали, вероятно, эти своеобразные мостовые. |