Танкомастер 1996-02, страница 20

Танкомастер 1996-02, страница 20

Защрттге вашу «броно»!

Продукт собственного изобретения и изготовления для создания «циммери-тового» рельефа предлагает М.Ю.Ми-киртичев (107207, Москва, ул.Уральская, д.6, корп.1, кв.170). Пасту с успехом можно использовать как шпаклевку для заделки щелей, швов, раковин. Еще одна область применения — изготовление или исправление обмундирования для фигурок солдат и отливка самих фигурок (при копировании точность достигает 100%). Паста обладает отличной

адгезией к полистиролу, эпоксидке; не прилипает к инструменту, рукам и стеклянной таре; не тянется «нитками» за шпателем; практически не дает усадки; после высыхания отлично обрабатывается и окрашивается любыми способами и красками; все возможные области ее применения до сих пор не выяснены...

Московский клуб стендового моделизма использует пасту М.Ю.Макарыче-ва уже 1,5 года. Все довольны, рекламаций не поступало. Автор с удовольствием ответит на все вопросы, связанные со спецификой применения пасты. ТМ

Полу^переьмномф...

Вчера взял в руки «Танкомастер» № 1 за 1996 г. Нет слов! Уровень полиграфии и информативность выше всяких похвал. Есть только небольшие пожелания. Во-первых, рисунок «Пантеры» на стр. 15 слишком аляпист, на стр. 16 и 17 танк выглядит более эффектно. Во-вторых, проекции Т-34 на стр. 25 искажены. В связи с этим предлагаю делать вкладыши с чертежами - скажем, в М 1:35. Это уже успешно практикуют некоторые западные журналы.

Со временем, возможно, появятся и другие критические замечания, а пока нравится почти все. ТМ В.В.Шпаковский, Мурманск

ИТАЛЬЯНСКИЕ ВАРИАНТЫ

Фирма «Звезда» порадовала моделистов бывшего СССР творческим успехом: взяла в аренду у «Италери» две пресс-формы (итальянского танка М13/40 и итальянской самоходки М41), выгравировала на них собственный знак и запустила модели в производство. Строго говоря, это даже не две разные модели, а одна в двух вариантах: все детали ходовой части, нижняя половина корпуса, передняя и задняя части верха корпуса одинаковы у обеих машин. Только башня с подбашенной коробкой отличает модель танка от САУ, имеющей вместо этих частей боевую рубку. Качество литья и внешняя деталировка отличные — сравнение явно не в пользу моделей, выпускавшихся в России до сих пор. Но вот до современного мирового класса «итальянцы» все-таки не дотягивают (может быть, именно поэтому пресс-формы и оказались у «Звезды»?) — для дальнего зарубежья это уже вчерашний день. Теперь за рубежом принято, что уж если люки на машине открываются (а это для новых моделей М 1:35 обязательно), то и внутренняя деталировка должна быть на соответствующем уровне.

В данном же случае внутреннее оборудование моделей выглядит, прямо скажем, убого: на танке к интерьеру можно отнести лишь фигуру танкиста, торчащего из башенного люка; на самоходке деталировка боевого отделения более обширна и включает хорошо проработанную казенную часть пушки, сиденье водителя с полным набором рычагов, коробку передач с карданным валом и стенку моторного отсека. Да и фигур танкистов целых три, хотя и выполнены они на уровне оловянных солдатиков прошлого века. Но ведь через распахнутые верхние люки САУ будет видно, что боевое отделение практически пусто! Где, спрашивается, радиостанция, ящики со снарядами и патронами, многочисленные трубопроводы, электрические кабели и т.п.? Увы, вместо всего этого — один ручной пулемет, который инструкция по сборке зачем-то предлагает прилепить на боковую стенку... Рекомендуем: если уж делать интерьер самоходки, то в открытом положении оставить только левый верхний люк и поместить в него стоячих танкистов — пусть они своими широкими задами прикрывают пустоту. Но еще интересней, если у вас есть оба комплекта, сделать «Земовенте» полностью закрытой, а все внутренние детали (оборудование, место водителя и заднюю стенку) потратить на танк; в приоткрытые люки они будут хорошо заметны и эффектно заполнят внутреннее пространство.

При бедности нашего модельного рынка очень ценным является то, что те же самые ходовая часть и корпус использовались

итальянцами для выпуска целого семейства бронетехники, в который входили средние танки (Carro Armanto Medio) типов М11/39, М13/40, М14/41; самоходные арт-установки (Semovente) М40, М41, М42 с пушкой-гаубицей 75/18; самоходные арт-установки (Semovente) М41 и М42 с противотанковой пушкой 75/34; командирские машины (Carro Commando) на базе танков М13/40, М14/41 и на базе артустановки М41; 90-мм САУ на базе танка М14/41. И еще несколько экспериментальных артус-тановок и бронированных машин различного назначения.

Так что поле деятельности для моделистов весьма обширно. А кому и этого будет мало, то пусть знает, что многие узлы корпуса и той же ходовой части использованы итальянцами в конструкции среднего танка М15/42, машин наведения авиации и артиллерийской разведки на его шасси, тяжелого танка Р26/40 и на его шасси самоходной артустановки М42 со 105-мм пушкой.

История развития танка и САУ, а также их боевого применения в годы второй мировой войны неплохо описана в прилагаемых инструкциях, являющихся, видимо, переводами с итальянских оригиналов. Но сугубо итальянский подход к составлению самих оригиналов оставил в исторических сведениях несколько неясных моментов. Например, число выпущенных штабных машин должно входить в общее число танков, на базе которых они изготовлены, а не добавляться к нему, число же командных и проуих машин на шасси самоходок вообще йе указано.

Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что к моменту подписания перемирия с союзниками итальянская промышленность успела выпустить приблизительно 1900 средних танков и 150 командных машин на их базе, 850 средних САУ и до 100 командных машин на их базе. О темпе производства можно судить по марту 1942 г., когда было выпущено 60 танков М14/41, 12 самоходок и 8 штабных машин. Заказы на выпуск 1000 тяжелых танков Р26/40 и 450 САУ со 105-мм и 150-мм гаубицами на их базе, а также 500 противотанковых САУ с длинноствольными 75-мм пушками на базе средних танков так никогда и не были выполнены. До конца войны было дополнительно выпущено 250 танков (из них 24 тяжелых) и примерно столько же САУ разных модификаций, а производство небоевых вариантов полностью прекратилось.

Слишком мало говорится и о службе итальянской бронетехники в германской армии. Между тем, фельдмаршал Ром-мель оценивал итальянские М13/40 выше собственных танков Pz.lll, Особой популярностью у немцев пользовались италь

янские САУ, использовавшиеся в больших ; количествах. Некоторые из них официально были приняты на вооружение вермахта -и получили обозначения Sturmgeschutz М42 mit 75/18 (i) — SdKfz.850, л Sturmgeschutz M42 mit 75/34 (i) — ' SdKfz.851, Sturmgeschutz M42 mit 105/25 , (i) — SdKfz.853, Sturmgeschutz M43 mit 75/46 (i) — SdKfz.852. Из них первые _ три — стандартные итальянские машины, а четвертая строилась специально по гер- _ майскому заказу. Немцы оснащали боль- -шинство доставшихся им итальянских танков и САУ радиостанциями собствен- £ ного производства, часто усиливали защиту дополнительными бронеплитами, J запасными траками, надгусеничными экранами и т.п.

Советская армия впервые столкнулась с итальянскими средними танками не в Вене <?> весной 1945 г., а гораздо раньше — летом 1942 г., в донских степях и предгорьях Кавказа. По идее, их там не должно было быть, ведь обычно итальянцы оснащали машинами этого класса только бронетанковые дивизии, а находившимся в России пехотным, кавалерийским и горно-альпийским частям полагалось иметь лишь легкие танки. Но превосходство советских танков над L3/35 было настолько велико, что пришлось направить им на помощь М13/40 и даже несколько десятков полученных от немцев танков Pz.IV, считавшихся в итальянской армии тяжелыми. Общее количество попавших на восточный фронт танков М13/40 неизвестно, вероятно их было по одной роте на танковый батальон, а то и меньше. Воевали в России и итальянские самоходки. Во время сражений на Кавказе часть этой техники оказалась в руках наших войск — в кадрах кинохроники несколько раз попадались М13/40 с красными звездами на башнях»! ТМ Вячеслав Морозов, Сергей Усков, Уфа.

От редакции

Сей отличный материал перепечатан из журнала «Моделдром» — есть такой частный журнал в Уфе, издающийся на уровне старого «Танкомастера». Но он предназначен всем моделистам, а не только «броне-делам». Чем бы хотелось его дополнить? Дело в том, что мы получили уже много писем, в которых моделисты спрашивают, как раскрашивать эти машины изнутри, как сделать внутренние детали рельефнее. Нет проблем: внутри цвет — белый, но все выступающие детали, чтобы их было хорошо видно в люки, нужно подчеркнуть слабым раствором черной краски в растворителе «646» или импортном разжижителе «финнер». Состав набирается тонкой кисточкой, которой и обводятся все впадины и выпуклости на интерьере танка или САУ «Земовенте». А снаружи модель надо обязательно обвешать канистрами, мешками с песком, причем спереди на рубке можно разместить запасные траки. ТМ