Юный Натуралист 1977-09, страница 22

Юный Натуралист 1977-09, страница 22

20

Полны очарования короткие дни бабьего лета, когда лучи солнца посылают свой последний привет пустеющим полям.

в северных и средних широтах нашей страны идет массовый отлет птиц. Стаи крылатых странников — косяки, клинья, треугольники — можно наблюдать в любое время суток. Потянулись на юг журавли. Их треугольники летят медленно, как бы неохотно, с длительными остановками на полях и мелководьях.

Один за другим проплывают птичьи караваны. Какая же нагрузка ложится на птиц, преодолевающих за короткий срок огромные расстояния! Может быть, умудряются поспать во время полета? Ученые установили, что аисты, например, спят всего 10—15 минут, но и этого вполне достаточно для восстановления сйл. Чтобы не сбиться с пути, спящие птицы перемещаются в середину стаи. Время от времени в рядах птиц происходит перемещение, и в сон погружаются другие крылатые путешественники.

В огромные стаи сбились скворцы и грачи. В крикливой компании старики и подросшая молодежь имеют теперь равные права. И грачи, и скворцы держатся пока на полях. Но если первые собирают на стерне опавшие зерна, то вторые по-прежнему до

бывают главным образом насекомых.

Большие синицы совсем не улетают на юг. Круглый год эти птицы уничтожают массу вредителей. Свое доброе дело они продолжают и зимой, разыскивая гнезда зимующих шелкопрядов. Многие большие синицы переместились к жилью человека. Их веселые стайки кочуют по приусадебным участкам и со звонким попискиванием обследуют городские балконы. Это еще одна верная примета сентября. Сейчас надо насушить арбузных и тыквенных семян, запастись подсолнухом, чтобы было чем угостить в зимнюю пору этих полезных и доверчивых птах.

Кочуют в поисках кормов и тетерева. Особенно любят они овсяное жнивье. Еще не убранные с поля снопы привлекают и выводки подросших глухарей. После такого «культурного» корма лесные петухи питаются листьями осины или хвоей лиственницы. Правда, эта пища попадает в их меню ненадолго: с начала похолодания и до массового пожелтения листьев.

Некоторые глухари устраивают в сентябре осеннее токование, но разве сравнить его с весенним азартом! У вальдшнепов тоже бывает осенняя тяга, но ча

ще всего так называют вылеты куликов на вечернюю кормежку. Настоящая осенняя тяга бывает редко.

В сентябре становится самостоятельным молодняк росомахи. Окончательно распадаются семьи у лисиц и песцов: эти звери постепенно надевают зимнюю шубку.

Бобры валят прибрежные деревья, перегрызают их крепкими, как сталь, резцами на чурки весом 5—7 килограммов и сплавляют в свои норы или хатки. Рачительные хозяева деловито и без спешки готовятся к затяжному зимнему сезону. Правда, бывает, что они успевают переплавить лишь незначительную часть заготовленных кормов. Стоит бобру завалить осину, тут как тут лоси и зайцы-беляки. Уж больно охочи они до лакомой пищи.

Приступили к заготовке кормов и белки. Особенно их привлекает богатый урожай орехов лещины.

Летят на юг птичьи стаи. В конце месяца, если ночное небо ясно, среди россыпи Млечного Пути можно различить созвездие Лебедя. В старину на астрономических картах его изображали в виде большой летящей на юг птицы, которая указывала направление пути всем пернатым странникам.

А. Калецкий,

кандидат биологических наук

^«АКО^

Веронина

Стрекоза-стрелка, оседлав юный стебелек вероники, становится похожей на синий отвес с черными метками: таково ее

тельце, напоминающее лазурную линеечку. По этой хрупкой и точной прямизне вероника может сверять вертикаль роста. Скоро она распустит узкий колос своего соцветья, уподобив его синему наконечнику стрелы, выпущенной из волшебного лука. Тогда станет ясным, какую гармонию предвещали голубые стрекозы, паря над зарослями береговой вероники: весь берег как незримое воинство с чудесно-си-ними копьями, стрелами! Наверно, можно