Техника - молодёжи 1945-03, страница 14

Техника - молодёжи 1945-03, страница 14

Снижаясь и маневрируя> летчик старался, чтобы воздушная струя прижимала пламя** не давая ему захватывать новые части машины,

сти on затрепыхал. Колебания хвоста .П2ред<1,1йсь всему самолету, и он стал разрушаться.

Гроза • летчиков — флаттер — вибрация, развивающаяся в полете «а определенной скорости, разрушает самолет в доли секунды. Самообладание, находчивость и мастерство испытателя не только спасли его к машину, но и много других летчиков и машин.

Инженеры, изучив причины этой •вибрации, сделали необходимые исправления. И скоро миллионы людей, запрокинув- головы, «восхищались полетом армад скоростных бомбардировщиков в солнечные дни первомайских парадов.

ЭТО ЗНАЧИТ ИСПЫТАТЬ

Заводской летчик Авдеенко наконец пригнал ту самую машину, о которой говорилось аз телеграмме, -полученной еще вчера.

Машина эта была несколько измененным! видом весьма заслуженного истре-бителя. Некоторые качества самолета заметно улучшились. Но фигурные полеты на «ем пришлось запретить, по-тому что m (Время таких полетов самолет нередко загорался о ©оздухе. Из-под мотора ©друг выскакивало пламя, быстро облизывало «всю машину и так же внезапно с поворотом машины исчезало.

К счастью, из-за этих причуд самолета несчастных случаев пока что не было.

Выяснить причины этих, мягко выражаясь, «капризов» поручили Супруну. Он» долго и дотошно выпытывал! у лет. чика Авдеенко все, что тот знал или предполагал об этой машине.

Получив задание, Супрун взлетел. Он забрался довольно высоко, так как в испытательных полетах запас высоты нередко выручает летчика.

Or ринулся ©ииз, потом] (взял на себя рули и расписался © небе длинным не* прерывным рядом фигур Так старый опытный писарь одним затейливым; рос* черком ^подписывает длиннейшую фами-лгио,

В том же темпе летчик сделал не

сколько переворотов чер^з левое, а затем1 через правое крыло.

Ничего подозрительного пока не бы-ло. Су.прун еще раз ввел машину в петлю. В верхней точке вертикального круга она замерла, и летчик в тэт самый момент, когда повис вниз головой, быстрым иммельманом поставил машину с «головы на ноги*.

Следующий иммельман Супрун проделал замедленно, и вот, когда самолет, летевший вверх колесами, стал переходить © обычный горизонтальный полет, его мгновенно охватило тут же исчезнувшее пламя.

Супруна осенила догадка. Он снова перевернул машину на спину и, летя вниз головой, стал медленно менять «а-клон носа машины.

Еще раз ударило пламя, и хотя летчик-испытатель тут же перевернулся головой вверх, огонь не пропал, а, наоборот, стал быстро распространяться, захватывая все новые части машины.

Вызвав пожар и почти угадав- его причины, нужно было тотчас же потушить пожар

Снижаясь и маневрируя, летчик старался, чтобы (воздушная струя прижимала пламя, не давая ему захватывать новые части машины. Супрун выдумывал самые странные! положения для самолета. (Начинал одну фигуру, прерывал ее, переходил на другую, комбинировал с третьей.

Так он снижался, препятствуя пламени охватить всю машину.

Но совсем погасить огонь ему не удавалось, и положение становилось •все более серьезным. Кабина заполнилась дымом, и дышать было все труднее.

Черно-красные огненные языки время от времени хлестали в лицо, заставляя летчика отворачиваться, прятать голову в колени.

Дело принимало дурной оборот. Супрун подумал было о парашюте, но тут же решил, что воспользоваться им не имело смысла. Ведь то, что осталось невыясненным сегодня, все равно три-шлось бы выяснять завтра..

Эта простая мысль заставила летчика еще яростней взяться за дело. Обдуманно швыряя в< разные стороны маши

ну он ударамя потоков воздуха, как метлой* сметал огонь. Языки пламен* стали укорачиваться » наконец исчезли совсем.

Трудно было узнать Супруна, -когда он вылез из машины: лицо его от ко-поти стало черным, как у негра.

— Думаю, здесь неудачна бекзо-система, ~ доложил летчик начальству.

Сняли капоты, осмотрели моторную установку, и «диагноз летчика-истребителя полностью подтвердился.

Беизопроводка была устроена так, что когда машина некоторое ©ремя висела ©верх колесами, система перепел-нялась, горючее, вытекая, попадало на раскаленный мотор и воспламенялось.

Правильность диагноза Супруна подтвердилась тем, -что когда устранили обнаруженный летчиком конструктивный дефект, самолет вновь обрел свой' «добрый характер».

ПАДЕНИЕ ЛИСТОМ

Человека запирают & голубой шар. Винтами прижимают даерь' так5 плотно, чтобы сквозь' резиновые прокладки не (просочился снаружи! 1ни| Юдик- V^tok ©оздуха. А потом начинают выкачивать воздух из шара.

Так можно подняться © стратосферу, ки. на- вершок не отделившись от земли.

Согнувшись пополам, Супрун «выходит наружу к выпрямляется «во весь свой богатырский рост. Он благодарит врачей. они здорово подняли его «потолок» правильной методикой тренировки.

Теперь уже только погода задерживает его испытательный полет. Он ругается по телефону с метеорологами;

— Завтра будет'так же «ясно* как вчера?

Синоптики обещали, что завтрашний день будет ясным.

И почти весь день погода хмурилась. Сильный/ ветер быстро гнал но кебу низкие облака. Крупный «осой дождь «ремя от времени барабанил по дощатым стенам ангаров, прибивал пыль и траву.

— Ну, когда же, наконец, погоду дадите? Опять, небось, скажете — «завтра»? Так и знал! — смеется Супрун.— Ладно, пророки, посмотрим!

Резкий ветер всю ночь свистел «ад крышей. Но вот первые лучи солнца скользнули по аэродрому. Тихий ветерок еле шевелил изумрудную траву. Еще не просохшие дождевые капли сверкали на ней, как алмазы. Бледное небо было таким чистым, что самый острый, самый придирчивый взор не мог бы заметить на -нем ни малейшего намека на облачко.

Обещанное синоптиками «завтра» оказалось летным днем такого высокого качества, точно они сами всю ночь не спали, чистили и скребли небо, готовя его для Супруна.,.

Это был* полет на высоту, на самую большую (высоту, на которую был способен подняться самолет. Там в самых трудных условиях «предстояло испытать новинку: автоматический кислородный прибор.

Супрун взлетел. Его короткая тупоносая машина, глотая пространство, быстро поднималась к небу, голубовато-серебристому, как расплавленное серебро»

Самолет уменьшился до размеров стрекозы, затем стал величиной с муху и наконец исчез из виду, растаяв в лучистом океане. Лишь звонкое шмелиное жужжание доносилось до земли, да еше можно было «вдеть причудливый белый росчерк на бледно-голубом экране i*e6a. Это был след разреженных яз. ров, тянувшихся за самолетом,

12