Техника - молодёжи 1951-05, страница 21

Техника - молодёжи 1951-05, страница 21

ДВИГАТЕЛЯ

Обращаясь к прошлому науки и техники нашей родины, мы встречаемся с далеко опередившими свой век гениальными людьми, от которых идут истоки русской теплотехники. Это крестьянский сын Михай-ло Васильевич Ломоносов и солдатский сын Иван Иванович Ползунов. Великий Ломоносов, основатель русской науки, ученый, работавший во всех отраслях науки и техники, заложил основы учения о теплоте, опередив своих современников на сотню лет.

И. И. Ползунов (1728-1766) спроектировал первый в мире паровой универсальный двигатель.

Судьба Ползунова сложилась очень несчастливо. Всю жизнь его преследовала нужда. Десяти лет он окончил словесную школу, где обучился грамоте, и поступил в так называемую арифметическую школу в Екатеринбурге. Эта школа готовила механиков для заводов. Пробыв в школе 4 года. Ползунов был переведен из этой школы в «ученики при механике» на Екатеринбургский завод. С 1748 года он переехал на Алтай, на Колывано-Воскресенский завод, а затем на Барнаульский завод, где работал унтер-шихтмейсте-ром (техником). Несмотря на неоднократные просьбы дать ему возможность продолжать образование, его все время использовали на хозяйственных работах. Только исключительно высокие моральные и умственные качества этого замечательного человека позволили ему в этих условиях самому завершить свое образование.

В 1758 году ему, наконец, посчастливилось. Он был командирован с транспортом золота и серебра в Петербург. В Петербурге Ползунов мог ознакомиться с описанием паровых машин в различных книгах, вступить в общение с Шлаттером — широко образованным по тому времени Монетской канцелярии главным судьей, который принимал у Ползунова транспорт металла, видеть весьма несовершенную машину — насос Дезагюлье для фонтанов в Летнем саду и познакомиться с трудами Ломоносова. Возвратившись из командировки. Ползунов попрежнему исполнял свои тяжелые обязанности на Колыванском заводе, на пристанях, по лесному и куренному делу для заводов. Единственная перемена в его жизни — это назначение его в 1759 году шихтмейстером (горным офицером) и переезд на житье из глухих мест в заводской центр — Барнаул.

И вдруг происходит замечательное событие. Рядовой шихтмейстер, солдатский сын Иван Ползунов подает начальнику Колывано-Воскресенских заводов Алтая свой проект и чертеж огнедействующей (паровой) машины. Этот день можно по праву считать днем рождения русской паротехники. Проект был послан на заключение в Петербург. Большой заслугой президента берг-коллегии Ивана Шлаттера было то, что он правильно оценил значение машины Ползунова и предложил построить ее.

Академик М. В. КИРПИЧЕВ Рис. С. ПИВОВАРОВА

В предпосланном описанию установки рассуждении о свойствах пара и о теплоте, говоря о теории теплорода, Ползунов пишет: «...другие ее опровергают и начало теплоты полагают от трения и от коловратного движения нечувствительных частиц, самые тела составляющих...» «А для нее и того довольно, чтобы принятые в машину члены (тела - пар, воздух) пробуждением теплоты требующую' тягость носили и полезный и желаемый успех имели».

Приходится удивляться гениальной прозорливости Ползунова, знакомого, судя по упоминанию «коловратного движения частиц», с теорией теплоты Ломоносова, на 100 лет опередившего опыты Румфорда о возникновении теплоты от трения и имевшего ясное представление о превращении работы в тепло и тепла в работу.

Паровая машина Ползунова значительно превосходила по своим качествам тогдашние лучшие заграничные машины Ньюкомена. В то время как машины Ньюкомена были только насосами, служившими для откачки воды из шахт, Ползунов усмотрел будущее великое значение паровой машины и предназначил ее для приведения в движение разнообразных заводских устройств. Первая построенная им машина приводила в действие воздушное дутье для плавильных печей. В соответствии с этим Ползунов впервые ввел принцип двойного действия, построив свою машину двухцилиндровой. Кроме того, он изобрел крановое паро- и водораспределение с оригинальным автоматическим приводом, автоматическое питание котла, двойной балансирный привод для движения мехов.

При постройке машины пришлось преодолеть чрезвычайные трудности. В помощь Ползунову были даны только ученики. Вопреки предложению Ползунова построить сперва машину небольших размеров, горное начальство предписало строить сразу машину мощностью в 40 лошадиных сил.

С невероятным напряжением сил Ползунову удалось преодолеть все препятствия, построить специальные станки для обточки цилиндров, изготовить нужные инструменты и обучить неопытных помощников. Эта гигантская работа была успешно выполнена к весне 1766 года, но она окончательно подорвала здоровье изобретателя, и 16 мая 1766 года, за несколько дней до пуска совершенно уже готовой и опробованной машины, он скончался от чахотки.

Машина была пущена двумя его учениками — Лев-зиным и Черницыным. После ряда испытаний, подтвердивших исправность всех частей, 7 августа 1766 года она была сдана в эксплуатацию и работала вполне исправно в течение трех месяцев. 10 ноября в паровом котле появилась течь, вызванная прогаром листа. Исправить повреждение не представляло никаких трудностей: надо было просто сменить прогоревший лист. Однако ремонт не был сделан. 14 лет простояла «огненная машина» в бездействии, и, наконец, в 1780 году здание ее было разломано, а сама она разобрана с приказом хранить ее «на будущую надобность, где за недостатком воды с лучшею пользою употреблена быть может». Затем отдельные ее части были растащены.

Постепенно имя великого изобретателя стало стираться из памяти потомков. О конструкции его машины создалось даже неверное представление, основанное на модели, повторившей его первоначальный замысел, а не построенную значительно более совершенную машину. Только в годы советской власти благодаря неутомимым розыскам действительного члена Академии наук Украинской ССР В. В. Данилевского удалось восстановить историю жизни и деятельности первого русского теплотехника Ивана Ивановича Ползунова.

ТЕПЛОВОГО

19