Техника - молодёжи 1952-03, страница 29

Техника - молодёжи 1952-03, страница 29

ни. Нередко им удается добиться полного совмещения времени, необходимого на съем обработанной детали и установку новой, например на вертикально-фрезерных или карусельно-фрезерных станках.

Следует твердо помнить, что при скоростной обработке затраты времени на измерение также должны быть сведены к минимуму. Правильность размеров деталей при этом следует обеспечивать применением различных ограничительных устройств, лимбов и встроенных в станок контрольных приспособлений.

Опыт новаторов-скоростников блестяще это подтвердил. Нередко применение даже простейших упоров и измерительных приспособлений поможет намного повысить производительность труда. Еще лучших результатов удалось достигнуть, сочетая применение упоров с автоматическим выключением подачи.

Наряду с подобными мерами особо важное значение приобретает правильная организация рабочего места. Рациональное размещение деталей, инструментов, мерителей и приспособлений значительно сокращает вспомогательное время на обработку деталей и облегчает труд.

Вот пример того, как продуманная раскладка инструмента сверловщиком позволяет ему сберегать время. Рабочий расположил инструмент на рабочем шкафу в порядке технологических переходов. Использованный уже инструмент укладывается глубже, а подлежащий использованию — ближе. Выигрыш во времени на смену каждого инструмента составляет около 5 сек., а за день экономия составляет 16— 17 мин.

Важно и правильное размещение приспособлений. Так, например, выигрыш во времени от рационально размещенных накладных кондукторов составил при обсвер-ловке консоли фрезерного станка около 8 мин. На многих работах подобная экономия времени может быть гораздо большей.

1йы лишь очень коротко ознакомились с мероприятиями по сокращению машинного, вспомогательного и подготовительно-заключительного времени. Однако даже это позволяет нам прийти к выводу, что в результате подобных мероприятий получается громадное сокращение времени на каждую операцию и на деталь в целом. Достигнутым в этом важном деле большим успехам мы обязаны нашим станочникам-скоростникам.

Охват скоростными методами все большего количества металлорежущих станков и растущее движение за организацию коллективной стахановской работы приводят нас к новому этапу в развитии скоростных методов. С каждым днем растет число скоростных участков, пролетов и целых больших цехов.

Мы обязаны вскрыть таящиеся почти в любой операции резервы и борьбой за уменьшение времени на каждую операцию дать стране новые тысячи станков и инструментов сверх плана, чтобы обеспечить дальнейший подъем советского станкостроения. Большая работа в решении этой задачи принадлежит нашим молодым стахановцам-скоростникам.

Каждый день мы узнаем из газет

о больших производственных победах трудящихся стран народной демократии. В своей работе наши друзья широко используют опыт советских новаторов производства.

Недавно мне довелось в составе советской делегации посетить Болгарскую Народно-Демократическую Республику в месячник болгаро-советской дружбы. Во время этой поездки Александр Чутких учил болгарских текстильщиков своим методам работы. Знатный каменщик Василий Королев показывал строителям методы скоростной кладки. А на мою долю выпало большое счастье познакомить болгарских токарей с методами скоростной обработки металла, которыми владеют советские скоростники.

На второй день приезда меня пригласили в город Димитров, на Механический завод имени Сталина. Этот завод выпускает оборудование для угольной промышленности. Здесь в районе имеются громадные залежи каменного угля, поэтому жители называют свой район Болгарским Донбассом. Проходя по цехам завода, я видел, с каким энтузиазмом трудятся рабочие. Так же как и у нас, на заводе висят «молнии» о достижениях лучших рабочих, стенгазеты и плакаты, призывающие к самоотверженному труду.

Токари, по-болгарски их называют «стругары», обратились ко мне с просьбой: «Покажите, как вы работаете на скоростных режимах».

Остановившись у одного станка, где работал молодой токарь Кирилл Боянов, недавно окончивший заводское училище, я увидел, как он хлопотливо обтачивал валики. Наблюдая за его работой, я заметил, что за 15 мин. работы он сменил два резца, хотя шпиндель вращался на 400 оборотах.

Резец, каким он работал, имел неправильную заточку. Дав ему советский резец с нормальной за

водской заточкой, я попросил поставить его и дать станку 1 ООО оборотов при подаче 0,4, а на прощанье пообещал быть у него на другой день.

Назавтра молодой стругар встретил меня счастливой улыбкой. Резец работал вторую смену без переточек. Мне оставалось только объяснить болгарскому товарищу, почему у его резца была плохая стойкость, хотя резец имел хорошую пластинку. Я подарил ему свой резец.

На этом же заводе меня попросили нарезать винт с диаметром в 70 мм, длиной в 400 мм и шагом в 3 мм. После подготовки резцов я стал выбирать станок. Первый налаженный мною станок немецкой фирмы «Фаудееф» после первой же стружки стал постепенно останавливаться. Он не был подготовлен для большой нагрузки. Так я испробозал четыре станка, и все они, как у нас, токарей, принято говорить, не тянули. У меня появилась какая-то робость и волнение. Но показать надо — за моими наладками смотрело около 200 болгарских токарей. Когда у меня что-нибудь в работе не клеится, то я всегда вспоминаю слова великого Сталина о том, что для большевиков не существует крепостей, которых они не могли бы взять.

С этими думами я с уверенностью подошел к пятому, к нашему советскому модернизированному станку «ДИП-200», зная, что станок, сделанный руками советских станкостроителей, уж не подведет.

Первый винт был нарезан за 4,5 мин., а каждый из остальных 9 винтов я обработал за 4 мин. — вдесятеро быстрее, чем болгарские токари. Когда работа была закончена, ко мне подошел пожилой токарь и крепко меня расцеловал.

После меня на станке по моей инструкции три человека выполнили ту же работу за 6 мин. Это был невиданный еще результат ра данном заводе. Прощаясь, болгарские

27