Техника - молодёжи 1952-05, страница 18

Техника - молодёжи 1952-05, страница 18

ролета. Впереди них возвышался новый самолет Киреева—грузовой вариант его знаменитой «летающей лодки».

- Но как же поднимается «лодка» не с воды, а с земли? — недоумевал один из представителей печати, обращаясь к своему соседу.

Киреев услышал этот вопрос.

- Взлет и посадка гидросамолета, а также и планеролетов с земли происходит при помощи нового приспособления. Оно полностью заменяет колеса.

- Как же оно устроено? — интересовался журналист.

- Это новые «лыжи», годные для посадки как на снег, так и на мягкую землю тундры. Сконструировал их создатель первых авиационных лыж, ученик Николая Егоровича Жуковского. инженер Лобанов. Это приспособление — не что иное, как бесконечная стальная лента, свободно движущаяся вокруг горизонтальных осей по ходу движения. Такими же «лыжами» снабжены и планеролеты. Благодаря этому и они, подобно «летающей лодке», могут совершать посадку и взлет как на воде, так и на суше. А это очень важно в предстоящих условиях работы.

- Каков же общий вес груза, который забирает воздушный поезд?

- Около двухсот тонн.

- Да это вес шестнадцати товарных вагонов! — восторженно воскликнул представитель печати. — И сколько же таких поездов будет отправляться на строительство еженедельно?

- Сегодня пойдет первый, а вообще из разных промышленных центров будут отправляться ежедневно десятки воздушных поездов...

В светлой, с прозрачной стенкой, пилотской рубке сидел за штурвалом командир «-летающей лодки» Соколовский. Рядом с ним у пульта управления двигателями стояли их конструкторы: Андрей Родченко и Михаил Киреев. Механики расположились каждый в своем крыле. Радист и электрик ..сидели в задней, наблюдательной вышке; на их обязанности лежало наблюдение за буксировкой планеролетов, с каждым из которых они были связаны радиотелефоном.

По сигналу Киреева одновременно взвыли двигатели ведущего самолета и раздался треск легких двигателей планеролетов.

Гигант медленно полз вперед. Вот уже натянулись канаты, и планеролеты один за другим тронулись по полю. Их бег становился все быстрее и быстрее. Постепенно один за другим они начали отрываться от земли, следуя на разных высотах за бегущим по дорожке самолетом. Еще миг, и отделяется от земли и он. Так начался первый полет первого воздушного поезда. В трюмах планеролетов и «летающей лодки» лежали прочно закрепленные грузы.

Через несколько часов воздушный поезд достиг бассейна реки Студеной. Один за Другим отцеплялись в назначенных пунктах планеры. Включая моторы, пилоты вели их на посадку.

На обратном пути в районе Ку-бенского озера участники первого рейса встретили воздушные поезда, летящие на дальний Север...

16

ШПолгое время мы не Н могли освоить намотку особого рода катушек, на которые укладывалось большое количество витков тонкой проволоки. Это была работа, требующая много времени, и работницы в шутку прозвали такие катушки «черепа-хами». !

Весь коллектив завода упорно добивался звания «завода коллективного стахановского труда». Поэтому встала

неотложная задача во что бы то ни стало подтянуть этот отстающий участок. Намотчицы дали обязательство добиться выполнения нормы на 150®/о.

— А что, если сразу мотать Двумя руками? — вслух подумала молодая намотчица Антонина Чапурина. — Ведь собирала же когда-то хлопок двумя руками Мамлакат Нахангова.

...После обеденного перерыва работницы окружили станок Чапуриной. Тоня заметно волновалась. Левой и правой рукой она мотала две катушки одновременно. Правая рука еще не привыкла: непривычно было следить сразу за укладкой витков на двух катушках. Но постепенно обе руки вошли в ритм.

— Вторая катушка выходить не будет. — говорили за спиной, — на ней больше «набегов»; намотка выйдет слишком толстой.

Очень трудно было научить правую руку следовать точно за левой, так спарить их движения, чтобы витки в слоях, наматываемых одновременно, не разбрасывались и уложились по окончании намотки в габариты каркаса, не выступая за края.

— Получится, обязательно получится! — послышался сзади Тони голос Байковой, одной из лучших намотчиц цеха. — Левой-то тоже ведь не умела мотать - научилась... Научишься и правой...

К концу смены Антонина Чапурина намотала шестнадцать катушек (при норме 10 катушек). Совершенствуя свой метод, Чапурина увеличила производительность труда на 70—80°/р.

Почин молодой стахановки поддержали Шигаева, Пастухова и др.

Теперь каждая работница выполняет норму на 150—160°/о.

(г. Чебоксары)

ТОКАРЬ ПО ДЕРЕВУ

Ровно гудят станки в просторном цехе Московской мебельной фабрики ГА 5. Лучи солнца золотят летящие из-под резца токарного станка мягкие, теплые стружки.

За одним из станков — бригадир участка Клавдия Лебедева. Привычными движениями она вынимает царгу (деталь корпуса гнутого стула), быстро измеряет ее и, удостоверившись в точности обработки, откладывает и вставляет новую заготовку.

Клавдия Лебедева выполняет норму на 180—200®/с. Она дает продукцию отличного качества и работает без контроля ОТК.

— Каждый на своем месте делает, может быть, небольшое, но нужное стране дело, — говорит Лебедева,—Поэтому я всегда добиваюсь, чтобы мой станок выпускал как можно больше продукции высокого качества.

Раньше я обрабатывала одним резцом только наружную сторону цар-ги. Потом подводила каретку и обрабатывала внутреннюю сторону. Теперь я при помощи этой же каретки работаю одновременно двумя резцами. Это значительно увеличивает производительность труда, а при усиленном моторе даст возможность производить до тысячи деталей вместо шестисот по норме.

Повышению производственных показателей Лебедевой во многом способствует бережное отношение к оборудованию.

Свой опыт и умение Лебедева передает това- I I

рищам по цеху. Сама она учится, повышает свое —■-

знание техники. За успешную работу Клавдия Лебедева занесена на доску почета фабрики.

У НАС ~ НА ЗАВОДЕ