Техника - молодёжи 1974-07, страница 65

Техника - молодёжи 1974-07, страница 65

Машины

на квадратных колесах?.. И такое бывает!

В прошлом году в парке «Асака Тэкку» в провинции Сайтама японская фирма «Хонда» провела четвертый конкурс на лучший аттракцион. На этот раз больше всего предложено транспортных аттракционов. Вот некоторые из них.

Прогулочная капсула (3) из прозрачного пластика получила большой приз конкурса. Она приводится в действие педалями и может плыть в любую сторону. Особенность конструкции — чрезвычайно высокая остойчивость, полностью избавившая посетителей, которые отважились плавать в капсуле, от всякой опасности оказаться в воде.

Аэропед |2) — энергично крутя педали этого необычного аппарата с воздушным шаром, посетитель может плавно подниматься м опускаться. Его мускульная энергия расходуется на преодоление лишь небольшого избыточного веса. Основная же часть веса компенсируется подъемной силой аэростата. Аэропеду присужден приз «Мечта».

Эти велосипеды и повозки с квадратными колесами |1, 4, 5, 6, 7), несмотря на всю их замысловатость, не были признаны особенно интересными. Гораздо важнее принцип, положенный а основу аттракциона «Паук».

«Паук» — эта машина может свободно карабкаться по отвесным стенам и даже передвигаться по потолку. Секрет прост — вентилятор создает разрежение под корпусом устройства, оно «присасывается» к стене, после чего обычные колесики с цепными передачами заставляют его двигаться в нужную сторону. За оригинальность этот аттракцион удостоен приза «Идол».

«Качалка» приводится в движение мотором в 4,5 л. е., а управляется согласованными движениями двух человек, сидящих на концах длинных рычагов. Автор этого устройства награжден призом «Вызов».

NH ilKHO&EHHOf —

■ ■

РИДОМ

К 3-й странице обложки

Гвоздь

прет

кновения

Фридрих МАЛКИН, инженер-патентовед

Гвоздин, гвоздик из металла Нем на сеет сооружен? Чья руна тебя ковала, Для чего ты заострен ?

Нозьма Прутков

Родословная всем известного гвоздя начинается с костей рыб и шипов колючих растений, которыми первобытные люди скрепляли части построек, орудий труда. В традиционном своем обличье — заостренный металлический стержень со шляпкой — он появился в эпоху бронзовой культуры. Проходили тысячелетия, но гвоздь — литой или кованый — оставался все тем же. И лишь в последние десятилетня узкая специализация, сопутствующая научно-техническому прогрессу, добралась и до этой «вечной» конструкции. Изобретатели разработали великое множество самых различных вариантов; однако мы, скованные размерами статьи, расскажем всего о двадцати одном...

«Для чего заострен гвоздь?» — такое мог спросить только Козьма Прутков. Ясно для чего — чтобы он легче входил в дерево. Но это не самоцель. Ведь главное его назначение — надежное соединение деревянных конструкций. А потому гвоздь должен крепко в них сидеть. Естественно, за счет трения, которое тем значительнее, чем больше поверхность соприкосновения. Конечно, можно сделать гвоздь потолще, но как быть с неоправданно повышенным расходом металла? «Изъять излишки металла внутри гвоздя», — предложил в 1946 году американец К. Клейн. Одновременно пустотелый гвоздь снабжается наружными продольными ребрами (см. рис. 1 на 3-й стр. обложки журнала). И подобно тому как у ребристых радиаторов увеличивается теплоотдача, у этого гвоздя возрастает сцепляемость с материалом.

Несколько иначе «устроен» гвоздь по английскому патенту № 1072609 (рис. 2). На его поверхности у острия

нанесены продольные канавки, а в середине и у шляпки — поперечные, благодаря которым он плотно держится в материале. Разумеется, по сравнению с обычным гвоздем на его забивание нужно потратить 66ль-шую энергию. Так как этот недостаток присущ и любому другому модернизированному гвоздю, с ним приходится мириться. Есть более серьезный минус... Выступающие рифления «разбивают» отверстие, в которое входит гвоздь, что весьма нежелательно. Волей-неволей изобретатели вспомнили о конкурентах гвоздей — шурупах. Еще в начале века англичанину Д. Шелдерслоу был выдан патент на гвоздь, снабженный по поверхности винтовым гребешком (рис. 3). При забивании такой гвоздь самоввинчивался в дерево, ничуть не портя отверстия. Правда, «шурупо-гвоздь» не слишком-то технологичен, и поэтому многие пытались удешевить его производство. Вот одно из решений, запатентованное в 1905 году в Германии (рис. 4).

Гвоздь сначала фрезеруется до получения квадратного сечения, а затем скручивается на определенный угол, за счет чего и образуется винтовая линия на его поверхности. Последний штрих в развитии подобных гвоздей — изобретение советского инженера В. Мазайкова и канадского — Д. Нан-джа. Они предложили винтовые выступы делать не сплошными, а прерывистыми (рис. 5). Такой гвоздь вряд ли выпадет даже при очень долгой и сильной тряске изделия.

Есть и другие пути удержания нашего «героя» на предназначенном ему месте. Вот гвоздь по патенту США Nt 2376936. На нем вырезано несколько небольших выемок, слегка ослабляющих конструкцию. При забивании выемки «не работают», и гвоздь идет в дерево прямолинейно. Прошив же соединяемые детали насквозь и упершись в твердую подставку, он изогнется именно в этих заранее предусмотренных «узких местах» (рис. 6). А уж согнутый гвоздь попробуйте-ка вытащить!

Еще один пример самоконтрящего-ся гвоздя — в виде сложенной вдвое проволоки (рис. 7). Он забивается не до конца; затем одна из торчащих половинок отгибается, и дальнейшие удары молотка приходятся только на оставшуюся часть. В результате гвоздь загибается. А что будет, если загнать его в дерево наоборот, «вверх ногами» — ведь шляпки-то нет? А вот что (патент США Mi 2150788); концы предварительно заточенной и изогнутой рифленой металлической полоски при забивании разойдутся в стороны (рис. 8). Кстати, такой гвоздь довольно технологичен в производстве. Этого отнюдь не скажешь про гвоздь американцев Т. Петерсона и Д. Дринко. Его стержень обвит заостренными стальными пружинками (рис. 9). При забивании пружинки, ввинчиваясь в дерево, расходятся в стороны и служат как бы удерживающими якорями. Столь сложная конструкция иногда используется для прочного и длительного соединения сильно вибрирующих деталей. Железнодорожный рельс и шпала — тоже вибрирующая пара. Их крепление — костыль (тот же гвоздь, только побольше) — со временем заметно расшатывается. Чтобы этого не случилось, изобретатели предложили проделать в костыле криволинейное отверстие и вставить в него дополнительный гвоздь (рис. 10). При забивании этот гвоздь, искривляясь, влезет в шпалу наподобие крюка. Возможны и дру-

63