Техника - молодёжи 1975-06, страница 41

Техника - молодёжи 1975-06, страница 41

В углу, у торцевой стены, агрегат, по внешнему виду и на станок-то не похожий. Это обрабатывающий центр (модель 265Ф4), производящий любую металлор< жущую операцию.

Первое, что бросается в глаза, — трехметровый плоский барабан с отверстиями то ободу. Из них торчат всевозможных размеров и форм сверла, фрезы, резцы, развертки, зенковки... Пятьдесят инструментов. Сбоку барабана на поворотном столе укреплен массивный корпус, по-моему, от какого-то сложного редуктора. Тонны на три с половиной весом. Когда мы подошли, в шпинделе станка была зажата фреза — она неторопливо обрабатывала торец корпуса. Шпиндельная головка поднималась и опускалась,

грамме. Разумеется, оператор все-таки присматривает за ходом работы.

ТОЧНЕЕ ТОЧНОГО. В другом цехе группа рабочих разбирала станок КУ-306. Не собирала, а именно разбирала. Прежде чем отправить станок заказчику, его собирают, отлаживают и испытывают в работе. Затем разбирают и упаковывают по частям в ящики.

КУ значит Коломенский уникальный. Об этом станке мне подробно рассказал заместитель главного конструктора лауреат Государственной премии Виктор Давыдо.шч Антонов.

КУ-306 предназначен для нарезки зубчатых колес диметром до 12,5 м червячными фрезами — единстпен-ным инструментом, которым можно

Итак, промышленность поставила задачу: создать станок для нарезки высокоточных зубчатых колес диаметром до 12,5 м. Станкостроители такую машину создали. Но для этого пришлось решить все те проблемы, которые характерны для тяжелых станков вообще.

Станок, создающий продукцию высокой точности, сам должен быть собран из еще более точных частей. В зуборезном станке самый ответственный элемент — червячное зубчатое колесо, вращающее планшайбу — стол, на котором крепится обрабатываемое изделие. Чем лучше сделана зубчатка, тем точнее работает станок. Тут прямая зависимость. С другой стороны, для точного изготовления зубчатых колес планшайба должна иметь соответ-

стол передвигался вльао и вправо, и фреза «вылизывала» торец, снимая тонкую блестящую стружку. Но вот станок остановился. Механическая «рука» вытащила из шпинделя фрезу и вставила ее в пустое отверстие в барабане, который тут же повернулся на четверть оборота. Теперь против «руки» оказалось сверло. «Рука» вынула его из 6apa6jHa, закрепила в шпинделе, и станок начал высверливать в корпусе отверстие.

Я невольно огляделся: а где оператор, управляющий центром? Зарубин улыбнулся и показал на стоящий в стороне невысокий металлический шкаф. Сквозь застекленное окно виднелась перфорированная лента, медленно перематывающаяся с кассеты на кассету. На ней и были записаны все операции.

— Обязанность оператора только закрепить не столе заготовку, а потом снять готовую деталь, — пояснил Зарубин. — Все остальное станок делает самостоятельно, по про

резать очень точные зубцы с микронными допусками, Разумеется, на соответствующих агрегатах. До сих пор червячные фрезы ставились на станки, где нарезались колеса не более 5 м в диаметре. Других машин ни у нас, ни за рубежом не было. Да и надобности в том не существовало. Ведь зубчатки диаметром свыше 10 м употреблялись только в экскаваторах для поворота стрелы. Скорость там мизерная, работа не ответственная, поэтому особой точности и не требовалось. Изготавливались эти зубчатки дисковыми или пальцевыми фрезами на легких небольших станках.

Но вот появились углеразмольные мельницы, в которых вращались огромные зубчатые колеса со скоростями до 7 м/с. Для таких бешеных скоростей нарезка должна быть очень точной. Иначе колеса при плохом зацеплении будут издавать ужасающий шум, да и долго не проработают: полетят зубья.

ствующие размеры. Д<1я колес диаметром 12,5 м планшайба, а значит, и поворачивающая ее зубчатка должны быть не меньше чем 8-метровыми. Но такие изделия невозможно доставить по железной дороге заводу-потребителю. 5 м — предел. Поэтому и изготавпив 1лись зубофрезерные станки мак и- с 5-метровыми планшайбами и /6-чатками.

Получился заколдованный круг. Станок с 5-метровой планшайбой не способен нарезать точные зубья на больших колесах, а 8-метровую планшайбу делать нельзя: не подберешь для не транспорта. Но заводские станкостроители сумели сей круг разорвать. Они изготовили планшайбу и зубчатку из двух половин, которые можно перевезти по железной дороге и состыковать на месте постоянной «прописки» станка.

Сложность этой работы вне всяких сравнений. Специалистам пришлось соединять половинки с иде

38