Техника - молодёжи 1978-10, страница 31

Техника - молодёжи 1978-10, страница 31

Пригодятся парящие дома и геологам, охотникам, оленеводам. Еще бы — вместо тесных палаток они получат уютные коттеджи, не доступные ни зверью, ни стихийным силам природы. Оборудованные радио и телевидением, аварийным запасом продовольствия и топлива, эти дома, разумеется, будут ярко, с учетом общей тональности местности, окрашены хотя бы для того, чтобы пилоты или водители вездеходов заметили их издалека.

Но особенно заинтересуются Аэросибами, как иам кажется, бурильщики. Конструкция знакомых всем нефтяных вышек обусловлена технологией бурения —- точнее, необходимостью извлекать из скважины секции труб. Чем выше установка, тем больше секций можно опустить в недра земли, а потом поднять на поверхность. Так вот, «аэровышка» позволит оперировать трубами практически любой длины!

Аэросистемы, заполненные пено-образующим составом, несомненно, пригодятся для тушения таежных пожаров, а в жарких регионах с таким же успехом — для орошения полей (достаточно заполнить аэросистему водой). Если же соорудить более сложный летающий комплекс, состоящий из нескольких телеуправляемых аэростатов с подвешенной к ним сеткой из легкого электропроводного металла — своего рода «спиралью электроплитки», то на посевы не упадет ни одна градинка! А поднявшись к облакам и опылив их веществами-катализаторами, это устройство либо вызовет искусственный дождь, либо попросту отсосет небесную влагу в резервуары накопители, чтобы доставить ее на землю.

Как вы заметили, речь пока шла о явных преимуществах Аэросиба перед традиционными типами северного жилья. Но это вовсе не значит, что мы не сознаем тех трудностей, которые обязательно возникнут при создании воздушных городов.

НЕИЗБЕЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Ветер, конечно, особенно сильный, окажет определенное воздействие на дирижабли, висящие коммуникации и стационарные элементы аэрополиса. Но ведь у пилотов ♦ цеппелинов» есть весьма солидный опыт полетов в сложных условиях, накопленный поколениями воздухоплавателей.

Поведение же длинных подвесных мягких, полужестких и жестких конструкций под ветровой нагрузкой тоже изучено довольно хорошо, хотя бы мостостроителями. Для гашения колебаний и предупреждения скручивания этих конструкций используются испытанные способы: придание им особой кон

фигурации, зигзагообразная их постройка, группировка в разнообразные фигуры, регулировка несущих тросов...

Что же касается нашего Аэрополиса, то следить за ветровой нагрузкой на его внешнюю оболочку станут специалисты центрального пульта контроля и управления, принимая решения в чрезвычайных ситуациях с помощью ЭВМ.

И холод почти десятимесячной зимы окажется не таким уж страшным, если воспользоваться знаниями полярников и летчиков (последние уже четыре десятка лет с успехом пользуются антиобледенителями). Трубопроводы же следует, видимо, применять в таком режиме, когда мороз окажется нашим союзником, — к примеру, транспортировать заведомо переохлажденные продукты.

НАШ ДРУГ — МИКРОКЛИМАТ

В последние годы очень много говорят о всевозможных кризисах: продовольственном, энергетиче

ском... Теперь всеобщую тревогу вызывает критическое положение, в котором оказалась окружающая среда. Во многих крупных городах стали дефицитными чистые земля, вода и воздух. За примерами не надо далеко ходить: скажем, над Нью-Йорком и Детройтом газа и пыли больше, чем над окружающей местностью, соответственно в 25 и 100 раз; здесь вдвое чаще, чем где-либо, бывают густые туманы. Загрязненный отходами горячий купол воздуха, висящий над городом-гигаитом, становится главной причиной острых респираторных заболеваний, эмфизем, рака легких, нарушения сердечно-сосудистой деятельности...

Аэросиб одарит людей ничем не затемненным солнечным светом. Его оболочка со срезанным днищем и верхушкой создаст эффект трубы, через которую заструится свежий, живительный, напитанный фитонцидами, таежный воздух. Зимой по той же оболочке, только нагретой (чтобы не нарастали снег и лед), зажурчат потоки целебной «ледовой» воды, не дающей осадков и накипи, а собрать ее для бытовых и производственных целей несложно.

Накопленную с помощью фотоэлементов солнечную энергию можно использовать для отопления парников — вечнозеленых оазисов, парящих над бескрайними просторами холодной Сибири.

Что же касается газообразных промышленных отходов производства, то их можно отвести на огромную высоту по длинному трубопро воду, собранному из аэрокоммуникационных патрубков.

НЕ КАСАЯСЬ ТУНДРЫ

В Сибири, особенно в Заполярье, строителям и транспортникам постоянно приходится учитывать особенности тундры и вечной мерзлоты. Стоит первопроходцам на неделю-две сделать привал, как сразу же начинает таять верхний слой мерзлоты, и на ровном травянистом покрове появляются сначала лужи, размягчающие тонкий слой грунта, а впоследствии и болота. Рейсы же гусеничных вездеходов превращают тундру в вечную хлябь. Водителям, чтобы не завязнуть, приходится каждый раз искать новую трассу. Вслед за машиной на сотни километров тянется десятилетиями не заживающая рана тундры-

Трубопроводы, пересекающие северные просторы, мешают кочевке диких оленей. Да и звук струящейся в трубах нефти отпугивает их.

Все эти традиционные проблемы индустриализации Заполярья нетрудно решить, прокладыьая транспортные магистрали и трубопроводы в воздухе. Они ведь не касаются тундры, не требуют рубки лесов, оставляют целой почву.

Монтаж секций таких коммуни каций производится на базовом полигоне. На место стыковки их доставляют дирижабли. Для крепления воздушной сети через каждые 50—100 м (а то и реже) в почву загоняют бетонные столбы, которые тут же наглухо вмерзают.

Если же появится надобность перенести коммуникационную линию, достаточно снять тросы, и на месте прежнего Аэросиба не останется никаких следов, кроме разве пригодных на будущее бетонных столбов...

Каким будет внутреннее и внешнее оформление аэрограда? Пока можно только догадываться. Радужные красители, изменяющие цвет и прозрачность в зависимости от освещенности; яркие рекламы, объявления и указатели на оболочках; подсветка зданий или всего города ночью или в ненастье — возможности дизайнеров прогнозировать трудно да и рискованно. Но несомненно одно — динамичный макромонументализм Аэросиба, лишенный прямых линий и углов, смело использующий формы спирали, линзы, улитки, органично дополняя и преображая мир по законам биоформ, биоархитектуры, будет спо собствовать хорошему настроению людей. А это весьма важно в условиях сурового климата Сибири.

На 4-й стр. обложки показаны подвесная коммуникация, энергетическое устройство, транспортируемое жилье для полярников и внутренняя часть Аэросиба с жилыми ячейками и парящими тротуарами.

29