Техника - молодёжи 1979-08, страница 52

Техника - молодёжи 1979-08, страница 52

САМЫЙ

ХЛОПОТНЫЙ

ПЕРЕЕЗД

К 4-й стр. обложим

КОРНЕЙ АРСЕНЬЕВ, инженер

В 30-е годы Москва была необычайно оживлена. Из уст в уста передавалась сенсационная новость. На улице Горького, бывшей Тверской, будут передвигать здания. «Да как же это можно?» — возникал совершенно естественный вопрос в умах самых различных людей.

Толпы ходили смотреть на чудо XX века. Многотонные здания, подчиняясь человеческой прихоти и необходимости, снимались с «насиженных мест», уходили в сторону, освобождая столь необходимую для жизнедеятельности большого города площадь.

Но все-таки, каким же образом осуществляется этот поразительный процесс? «Техника — молодежи» в свое время довольно подробно рассказывала о многочисленных приемах передвижки зданий. Здесь и стальные рельсы, и деревянные шпалы, на которые они укладываются, и мощная бетонная подкладка, винтовые домкраты, лебедки, тяговые тележки... (см. ♦ ТМ» № 9 за 1973 год). И вот в середине апреля этого года техника «передвижения» вновь оказалась на улице Горького. На сей раз предстояло переехать массивному зданию, в котором некогда размещалась редакция газеты «Русское слово», а после революции «поселились» редакция и издательство газеты «Труд». Здание уникально. Его выстроил знаменитый книгоиздатель И. Д. Сытин. В «красном зале» этого дома частенько собирались известные русские писатели, журналисты. Здесь бывал А. П. Чехов.

Нужно было провести всю операцию тщательно, с максимальной осторожностью, чтобы ничего не повредить. Сегодня мы уже можем сказать: операция прошла успешно. Дом занял новую «жилплощадь» на углу Настасьинского переулка и улицы Горького. Длина пути, пройденного зданием, — 33 м. Время поездки — 3 суток.

Работы проводил трест Мосфун-даментспецстрой. В пять часов утра, когда только-только занималась заря над спящим городом,

включились компрессоры. Четыре домкрата уперлись в стальные балки, и дом медленно покатился по рельсам. Приборы показали усилие в 170 т — ровно столько, чтобы заставить сдвинуться с места 10-ты-сячетонную махину.

Дабы исключить любые неожиданности, связанные с передвижкой, и немного «помочь» зданию, его укрепили изнутри стальными балками, а снаружи обвязали стальными поясами. 400 катков, медленно вращаясь, двигались по рельсам, уложенным на бетонный монолит.

Все работы выполнены безукоризненно. Если в 30-е годы для передвижки здания требовалось 2—3 месяца, то ныне сроки значительно сокращены. Гидравлические домкраты стали гораздо мощнее. Работы отдельных бригад координировались по оперативному телефону. Фотографии, помещенные на 4-й странице обложки, показывают отдельные этапы процесса.

Надо сказать, что мысль о передвижке домов давно приходила в голову человеку. Для кочевника, например, неподвижность жилья — понятие абсурдное. Монгольская юрта, жилище, кстати сказать, довольно удобное, легка, мобильна. «Город», состоящий из таких «зданий», легко переносится с места на место. Но каменная постройка таким свойством не обладает.

Правда, история утверждает, что перемещать тяжести, в частности колоссальные каменные блоки, умели еще древние зодчие пирамид. Что же касается России, то для ее жителей передвижка тяжелых камней и рубленых бревенчатых изб была отнюдь не в диковинку. Скажем, в 1770 году каменная глыба массой 1250 т, из которой был сооружен памятник Петру I в Петербурге, была перевезена по медным шарам на расстояние 6,5 км. Деревянные же дома сплавлялись на плотах за сотни верст. Чтобы «поднять» сруб на берег, под него подводили три-четыре бревна и пользовались ими как катками. Но деревянная постройка отличается от каменной несравненно большей «гибкостью» — ее можно поднимать рычагами поочередно за каждый из углов на значительную высоту. Кроме того, масса рубленого дома и размеры не столь уж велики, и перевозить его можно даже по неровной местности.

Первое каменное здание было передвинуто в 1455 году знаменитым итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, тем самым, который выстроил в Московском Кремле Успенский собор. Под руководством Фиораванти без каких-либо повреждений была пере

мещена на 10,5 м каменная колокольня церкви святого Марка в Болонье. Веком позднее Доменико Фонтана с помощью кабестанов и деревянных катков отодвинул на 225 м в Риме обелиск древнеримского императора Калигулы высотой 27 м, массой 325 т. Обелиск обстроили деревянными фермами, приподняли, затем повернули из вертикального положения в горизонтальное и, используя многочисленную «живую» силу, передвинули. Конечно, сегодня этот обелиск переселили бы на новое место и в «рабочем положении». -В течение последующих трех столетий о передвижке ничего не было слышно. И только в 1870 году в Нью-Йорке образовалась фирма» положившая начало подобным работам в США, а через 20 лет предприимчивый американец JIa Плант открыл компанию по передвижению целых поселков.

И все же в то время передвижка зданий представлялась не дску-шенному в технике обывателю настолько необычным и поразительным явлением, что даже изображение этого процесса, самого по себе чисто технологического, использовалось для рекламы! На 4-й странице обложки в виде примера приведена картинка с обертки шоколадной плитки, выпускавшейся в конце прошлого века. К тому времени лошадь, основной «поставщик» энергии для самых различных работ, уже отдала часть своей нагрузки коню металлическому — паровозу. И мысль автора не блещет техническим остроумием; ему кажется, что достаточно подвести рельсы, впрячь в упряжку живого или металлического коня и все пойдет как по маслу. А ведь при движении с домом происходит почти то же, что и при легком землетрясении — конструкция здания подвергается действию самых различных усилий, и внешних и внутренних, а потому процесс должен быть отрегулирован так, чтобы не было никаких повреждений.

Каменное здание необходимо поднимать домкратами, равномерно установленными под всеми его стенами, причем подъем должен происходить одновременно во всех опорных точках. Ведь в отличие от деревянного дома, где деформации имеют упругий, обратимый характер, в каменном здании малейшая деформация приводит к образованию зон концентрированных напряжений и, хуже того, к возникновению трещин.

Наше время дает возможность для поисков самых смелых и самых современных технических проектов. И успешная передвижка здания газеты «Труд» — лишний раз тому подтверждение.

49