Техника - молодёжи 1981-07, страница 43

Техника - молодёжи 1981-07, страница 43

ИСТРЕБИТЕЛИ ТАНКОВ

Под редакцией: генерал-майора-инженера, донтора технических наук, профессора Леонида СЕРГЕЕВА.

Автор статей — инженер Игорь ШМЕЛЕВ.

Художник — Михаил ПЕТРОВСКИЙ

С момента появления танков на поле боя еще в годы первой мировой войны основным средством борьбы с ними стала полевая артиллерия. Специальные противотанковые арт-системы появились значительно позже. На вооружение армий они поступили лишь в тридцатые годы. Это были скорострельные пушки калибра 20—47 мм. Низкий силуэт позволял легко маскировать их на местности, а обладая боевой массой в пределах 300—500 кг, они были довольно маневренны в боях. Транспортировка пушек осуществлялась с помощью механической и конной тяги.

В начале второй мировой войны появились танки с противоснарядным бронированием. Поэтому прежние малокалиберные пушки стали неэффективными. Тогда калибры орудий стали расти: 75, 76, 88, 100 мм! Увеличивалась и начальная скорость снарядов. Одновременно значительно возросла их боевая мдоса: 1,5—4 тонны, поэтому орудие с большим трудом буксировалось и маскировалось на пересеченной местности. Логическим шагом явилось создание установки противотанкового орудия на самоходном гусеничном шасси. Впервые это было сделано в 1940 году, когда на базе устаревшего немецкого легкого танка Т-1 установили 47-мм пушку. В 1941 году у нас выпустили небольшое количество 57-мм пушек на шасси гусеничного тягача «Комсомолец». Это были легко или не полностью бронированные маши

ны. В 1942 году в разных армиях

воюющих стран появилось большое количество противотанковых установок калибром 75—76 мм на базе снимавшихся с производства танков или устаревших трофейных машин У нас такой оказалась СУ-76, выпускавшаяся с конца 1942 года. У немцев это были 75- и 76-мм СУ на базе танков T-II, 38 (t) и других; у англичан 76-мм «Арчер» на базе танка «Валентайн» и т д. Все эти легко и частично бронированные, открытые сверху и сзади самоходки имели малый угол горизонтальной наводки орудия.

Однако нужны были противотанковые СУ, способные сопровождать танки в бою, поддерживать их огнем и отражать атаки вражеских танков. Поэтому потребовалось создать боевые машины с полным противоснарядным бронированием. Они строи лись на базе основных выпускавших ся танков, а вместо башни СУ име ли неподвижную боевую рубку, в лобовом листе которой устанавливалась мощная пушка калибра 75— 100 мм с ограниченным углом наводки. По бронированию и маневренности они не уступали базовым машинам-танкам и, как правило, по мощности артсистемы превосходили их.

Готовясь к летнему наступлению, гитлеровское командование делало ставку на новые тяжелые танки и самоходные установки. К последним относился и истребитель танков «Эле-фант», известный также под именем «Фердинанд». Эта машина создавалась на базе не принятого на вооружение германской армии опытного тяжелого танка конструкции Ф. Порше. Дело в том, что, не ожидая результатов испытаний новых тяжелых машин, фирма «Нибелун-ген» изготовила 90 шасси танка Порше. После того как военное ведомство отвергло этот танк, решено было использовать имевшиеся шасси под противотанковую СУ, способную бороться с нашими Т-34 и КВ. Для этого в передней части бывшего танка, ставшей теперь кормовой, соорудили полностью забронированную рубку, где установили новую 88-мм пушку длиной 71 калибр. Ее подкалиберный снаряд (на

чальная скорость 1130 м/с) пробивал с 1000 м под прямым углом броню толщиной около 200 мм. «Элефант» в соответствии с замыслом Ф. Порше имел электротрансмиссию: на валах двух его двигателей стояли электрогенераторы, вырабатывавшие электрический ток. Он питал электромоторы, которые приводили в движение ведущие колеса машины. Четыре члена экипажа обслуживали орудие. Водитель и радист размещались в передней части машины.

«Элефанты» в составе двух баталь онов истребителей танков бросили в бой на северном фасе Курской дуги (в июле 1943 года). Они были весьма опасными противниками танков в сражениях с дальних расстояний, но оказались крайне уязвимыми в ближнем бою. Эти малоподвижные машины не имели даже пулемета: лишь в конце 1943 года его установили на оставшихся машинах р лобовой части их корпуса.

Ответом наших конструкторов на новые немецкие танки явилась СУ-85, сконструированная под руководством Л. И. Горлицкого на базе среднего танка Т-34. Она поступила на вооружение в августе 1943 года. На ней в сильно наклоненном лобовом листе устанавливалась 85-мм пушка, по баллистическим характеристикам не отличавшаяся от той, что несколько позже использовалась на Т-34-85. Полностью бронированная машина, сохранившая ходовые и маневренные характеристики Т-34, стала важным средством борьбы с танками врага и непосредственной поддержки своих танков и пехоты. В конце 1944 года ее сменила новая СУ-100 (см. «ТМ» № 12, 1970 г.), отличавшаяся от предыдущей более мощной артсистемой (ее бронебойный снаряд с 1000 м пробивал 160-мм броню) и командирской башенкой.

Стремясь создать массовый, легкий и дешевый истребитель танков, немецкое командование в 1943 году решило использовать для этой цели базу устаревшего танка 38 (t). Производство новой самоходки «Хетцер» началось в апреле 1944 года и продолжалось до конца войны. Всего было выпущено около 2600 штук. «Хетцер» имела низкий корпус с

40