Техника - молодёжи 1985-01, страница 39

Техника - молодёжи 1985-01, страница 39

Историческая серия «ТМ» ТАНК ПОБЕДЫ

«Из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска во время второй мировой войны, — писал английский историк Д. Орджилл, — ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34». Действительно, наша тридцатьчетверка, превосходившая, как говорят военные, технику противника по комплексу боевых характеристик, уже в июньских боях 1941 года показала полное преимущество перед танками вермахта. Т-34 выходил победителем в схватках с вражескими танками, оставаясь неуязвимым для их снарядов. Вспоминая сражения тех времен, генерал-лейтенант Н. К. Попель лисал: «Немцы пристрелялись, и прямо в лоб переправлявшемуся танку врезается снаряд. Солнцу не затмить красноватых искр. А танк как ни в чем не бывало сворачивает направо и направляется в нашу сторону».

« Наши противотанковые средства могли успешно действовать против Т-34 только при особо благоприятных условиях...» — свидетельствовал генерал-полковник вермахта Г. Гудериан.

Да, советским инженерам, пожалуй, впервые в мире удалось создать боевую машину, отвечающую самым различным, лоро# противоречивым требованиям. И это было далеко не случайно.

Поставив задачу создать средний танк, обладающий противоснаряд-ным бронированием, конструкторы М. И. Кошкин, А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко, М. И. Таршинов и другие сразу отказались от многобашенной схемы. Ведь машина с оружием,, размещенным в нескольких точках, прикрытая усиленной до 60 мм броней, оказалась бы перетяжеленной и сложной в производстве и эксплуатации. Новый танк должен был воплотить все лучшее, современное, что могла только дать техника конца 30-х годов.

Так, тридцатьчетверка получила 76-мм пушку со стволом длиной 30,6 калибра, снаряд которой обладал начальной скоростью 635 м/с. Такой артсистемы в те годы не имел ни один танк мира. Корпус, собранный из 45-мм броне листов, установленных под рациональным углом наклона, обладал повышенной стойкостью — вот почему вра

жеские снаряды оставляли на нем только вмятины или рикошетировали. Дизель В-2 мощностью 500 л. е., разработанный К. Ф. Челпаном, И. Я. Трашутиным, Я. Е. Вихманом и другими, оказался лучшим танковым двигателем второй мировой войны. Эти и другие новшества превратили Т-34 не просто в очередную модель гусеничной боевой машины, но в нечто принципиально новое, ознаменовавшее качественный скачок в мировом танкостроении.

Непревзойденные качества тридцатьчетверки выявились уже во время пробега двух ее первых экземпляров в феврале — марте 1940 года из Харькова в Москву, сквозь стужу и слякоть. Машины продемонстрировали членам правительства, которые санкционировали серийное производство.

Немецкие Т-Ш и T-IV уступали Т-34 в бронировании, вооружении и проходимости. Английская «Матильда», оснащенная всего 40-мм пушкой, была по сравнению с ним тихоходом. Французский С-35 был недостаточно защищен.

Т-34 непрерывно совершенствовался в процессе производства. Директор одного из заводов, Ю. Б. Максарев, однажды заметил, что в конструкцию тридцатьчетверки ежегодно вносилось до 3500 улучшений.

Так, уже в 1941 году танк оснастили 76-мм пушкой образца 1940 года с удлиненным стволом, что позволило увеличить начальную скорость снаряда до 662 м/с. Такие снаряды пробивали 60-мм броню боевых машин противника на дистанции 1000 м. Внедрение литой башни позволило упростить технологию и увеличить выпуск военной техники.

В следующем году на Т-34 появились гусеницы с увеличенными траками, что заметно улучшило и без того хорошую проходимость, и несколько удлиненная башня. На ее крыше вместо одного разместили два люка — для командира и заряжающего, а со стен для увеличения прочности убрали смотровые приборы и лючки, через которые экипаж мог вести огонь из «пистолетов. Одновременно боекомплект увеличили с 77 до 100 снарядов. Дополнительные топливные баки позволили увеличить запас хода по шоссе до 465 км, а внедрение пятискоростной коробки передач значительно улучшило тяговые качества двигателя.

С 1943 года на Т-34 устанавливается шестигранная башня, увенчанная командирской башенкой с пятью смотровыми приборами. Это улучшило условия наблюдения за обстановкой на поле боя. Несмотря на то что после очередной модернизации масса машины возросла

до 31 т (тридцатьчетверка образца 1940 года весила 26,3 т), на ходовых качествах это практически не сказалось. Одновременно в части действующей армии начали поступать ОТ-34: те же Т-34, только у них вместо курсового пулемета стоял огнемет.

...Запустив тридцатьчетверку в серию еще до войны, А. А. Морозов приступил к проектированию улучшенного танка Т-34М, двигатель которого располагался не вдоль, а поперек корпуса. К середине 1943 года Т-43 (такое обозначение получила новая машина) доедставили на испытания. Этот 34-тонный танк обладал усиленной защитой — толщина бронелистов корпуса составляла 75 мм, а башни — 90 мм. Правда, в скорости Т-43 несколько уступал предшественнику, что и помешало «сороь третьему» пойти в серию. Да и конструкторы уже подумывали об оснащении нашего основного среднего танка более мощным артиллерийским вооружением.

Поэтому появление в битве на Курской дуге «тигров» и «пантер» (форма корпуса которых была заимствована у Т-34) не застало советских инженеров врасплох. В войска начал поступать Т-34 с утолщенной башней, в которой находилась 85-мм пушка. Ее снаряды массой 9,2 кг, обладавшие начальной скоростью уже 792 м/с, прошивали насквозь 100-мм бортовую броню нацистских танков. А в августе 1944 года в боях на Сандомирском плацдарме новые тридцатьчетверки 53-й гвардейской танковой бригады выбили 39 тяжелых «королевских тигров»!

Тем временем А. А. Моррзов приступил к работе над наследником Т-34, средним танком Т-44, в котором был воплощен опыт Великой Отечественной войны. Он положил начало большому семейству советских средних танков, поступивших на вооружение Советской Армии в послевоенные годы.

...В наши дни на местах былых сражений, у ворот заводов, выпускавших боевую технику, на площадках мемориальных комплексов застыли знаменитые тридцатьчетверки и самоходные артиллерийские установки, созданные на базе прославленного танка. «Не было лучшей боевой машины ни в одной армии, — говорил о Т-34 Маршал Советского Союза И. С. Конев. — Ни один танк не мог идти с ней в сравнение: ни американский, ни английский, ни немецкий. Как мы благодарны были за нее нашим уральским и сибирским рабочим, техникам, инженерам!»

ИГОРЬ ШМЕЛЕВ, инженер

37