Техника - молодёжи 1986-01, страница 64

Техника - молодёжи 1986-01, страница 64

народе изделия было окружено множеством легенд и слухов. Широко распространилось мнение, будто главный секрет чистого звучания — в добавке серебра в колокольную бронзу. Подтверждением тому как будто служили изредка встречающиеся колокольчики, на которых было отлито: «с серебром». Советский исследователь В Потехин подверг химическому анализу материал 14 колокольчиков, из которых половина была с надписью «с серебром». И что же? Оказалось, что массовая доля благородного металла в обеих группах колокольчиков была примерно одинаковой и не превышала уровня обычных примесей (0,04%). Таким образом, надпись «с серебром» была беззастенчивой рекламой, эксплуа тацией невежества.

Истинная же причина чистого звучания, как установила Т Шашкина, таится в акустических свойствах интерметаллического соединения Cu3iSn8, которое образуется в колокольном с/шаве От всех прочих оловяни-стых бронз последний отличает ся повышенным содержанием олова. Выходит, парадокс в том, что «певучесть» колокольчика зависит не от звонкого серебра, а от мягкого «глухого» олова!

Г. КОТЛОВ, инженер

Почтовый ящик

«Универсал»

на постаменте

В № 3 за 1975 год в «Исторической серии «ТМ» была опубликована статья о колесных пропашных тракторах модели «Универсал». Они выпускались в 1934 1940 годах на Кировском заводе в Ленинграде, а в 1944— 1955 годах — у нас на Владимирском тракторном заводе.

В стране есть несколько памятников владимирскому трактору. Например, стоит на постаменте «Универсал» в Нижнеде-вицком районе Воронежской области.

Будучи летом 1984 года в городе Орджоникидзе, я зашел в краеведческий музей. Каково же было мое удивление, когда с группой экскурсантов мы подошли к выставленному в зале послевоенного производства «Универсалу». Со слов экскурсовода узнал, что этот трактор более 20 лет проработал на полях Северной Осетии — срок значительный, особенно если учесть горный рельеф местности. Услышал, что труженики края благодарны тракторостроителям из далекого Владимира, обеспечившим их машинами в трудные послевоенные годы.

У нас же, на Владимирском тракторном заводе, эта его продукция до недавнего времени не была запечатлена.

И вот настал день 18 мая 1985 года. Торжества, посвященные 40-летию завода. Открывается пьедестал с установленным на вечную стоянку трактором первой заводской модели «Универсал-2». Свежевыкрашенный н полностью укомплектованный, он казался только что сошедшим с заводского конвейера. Откуда же он взялся через четыре десятка лет?

За два месяца до торжеств в экспериментальный цех был доставлен трактор «Универсал-4». Образца первой модели, к сожалению, не нашлось. У этого трактора имеются некоторые отличия. «Универсал-4» — подрези-ненная трехколесная машина, а «Универсал-2» — четырехколесная с шипованными задними колесами.

С подъемом трудились рабочие, выполняя заказ к юбилею завода. Пришлось заново изготовить передний мост на два колеса, задние колеса и некоторые другие детали. При этом отличились слесари В. Ветров и В. Пе-репекин, шлифовщица В. Кара-

ванова, фрезеровщики В. Кузнецов и П. Баранников

Жестянщики братья Борщев-ские отрихтовали новые задние крылья. Сборщики тракторосбо-1 рочного участка К. Цирулев, Н Кириллов, А. Монахов, Ю Иглов все части и механизмы смонтировали воедино Маляры А. Чуриков и Н. Пуцилло покрасили готовый трактор. На воп-% рос, как можно оценить резуль-* таты работы по восстановлению машины, мастер тракторосбор-щиков А. Филиппов ответил:

— Трактор вполне соответствует «Универсалу-2», причем он на ходу.

«Универсал-2» — ценный памятник техники, символизирующий трудовую доблесть владимирских тракторостроителей, г. Владимир В. ТАБОЛИН

На снимке: Ветераны завода сменный мастер В Михай-ленко и наладчик А. Ширстов осматривают «Универсал-2» — продукцию, с выпуска которой они начинали свой трудовой путь на заводе. Фото автора.

Рис.

Владимира ПЛУЖНИКОВА

Ч ини-персводы Поэт dp/dt

Научные труды английского физика Джеймса Клерка Максвелла (1831 — 1879), создателя классической электродинамики, одного из основателей статистической физики, до сих пор восхищают нас изяществом и строгостью изложения. Однако мало кто знает, что он был еще и довольно известным в свое время поэтом. Причем поэтом, прославившимся среди знатоков не только талантливыми произведениями, но и весьма странным псевдонимом — математическим выражением dp/dt.

Оказывается, столь необычная подпись, которую ученый ставил под своими стихотворениями, имеет научную основу. Уильям

Томсон и Питер Тейт, коллеги Максвелла, в своем «Трактате по натурфилософии» записывали второе начало термодинамики в следующей математической форме: dp/dt = JCM Нетрудно заметить, что правая сторона этого уравнения представляет собой, по сути, инициалы Максвелла. Согласно формальным правилам математики физик-поэт имел полное право подписываться и левой частью уравнения.

Максвелл начал писать стихотворения еще в юности и пронес любовь к поэтическому творчеству через всю свою короткую жизнь. Странный псевдоним сопровождал его поэзию даже тогда, когда он достиг вершин научной славы. И тогда он остался верен себе и сохранил свое инкогнито как поэт

Газета «Пуле» (Болгария) № 2 за 1985 г.

Читая классиков

Деревенская ЭВМ

«Счетная машина скрипела, и порой вместо цифр из нее вылетали совершенно неожиданные сюрпризы, не исключая даже поминовения родителей...»

Что это? Цитата из современной научно-фантастической юморески? Сюжет для карикатуры на модную ныне кибернетическую тему? Ничуть не бывало. Это цитата из рассказа В. Короленко «Смиренные», написанного в 1899 году! Речь в нем идет о том, как в деревне Раскатове производились расчеты по покосу и сенному делу Причем в этих расчетах требовалось учесть массу факторов. И то, что часть

==

крестьян косила сама, а часть наняла шабашников, только портивших луга неряшливой работой И то, что косцов кормили в лугах по очереди все жители деревни. И то, что, если, например, Иван Максимов дал три рубля в задаток, то Максим Иванов купил в городе две косы и брусок. «Все это теперь клалось на счеты, развёрстывалось по известному деревенскому «равнению»,— писал Короленко.— Раскатово, казалось, превратилось в одну огромную счетную машину, тупо, со скрипом и со всякими задержками подвигавшую к концу процесс «расчета»...»

Эта удивительная ЭВМ работала несколько дней и не только выполнила весьма сложные, как мы видим, вычисления, но и путем определенных компенсаций — скажем, «поминовения родителей» — заставила согласиться с результатами расчетов даже тех, кто был ими недоволен.

О. КУРИХИН, кандидат технических наук