Техника - молодёжи 1970-12, страница 19

Техника - молодёжи 1970-12, страница 19

1. Схема ходовой части горного трактора.

2. Схема работы датчика .вертикали и механизма перекоса шасси.

Идея подвески очень проста: рама трактора делается не сплошной, а шарнирной. Поэтому правые и левые колеса, следуя профилю склона, могут находиться на разных уровнях, а корпус с двигателем неизменно сохраняет вертикальное положение. Таково, например, самоходное шасси ГС-1,5, которое выпускалось у нас в стране. Оно могло ходить по склонам крутизной до 25°. Выпускаются небольшими партиями и другие модели тракторов. Но только колесных, хотя кое-где были полезны бы и гусеничные машины.

ШАРНИР МЕХАНИЗМА ПЕРЕКОСА ---_

эластичный РЕЗИНОВЬИ МЕШОК-

ШОК -

0E3MHDBAQ "УСЕНИНА

Двадцать пять, двадцать, десять и даже восемь градусов крутизны — такие склоны недоступны пока еще для сельскохозяйственной техники. Там, на угодьях, где растет самый ароматный чай, самые вкусные персики и абрикосы, самые душистые лимоны, самый лучший виноград, дающий самое благородное вино, до сих пор работают вручную. Ручной труд непроизводителен — это азбучная истина. И поэтому большая часть горных земель, пригодных для возделывания, пустует. Чтобы обработать их, нужна техника: тракторы, сеялки, комбайны. Впрочем, достаточно даже одного трактора, на который можно навешивать различные сельскохозяйственные орудия. Но вот беда, обычный равнинный трактор чувствует себя на крутых склонах неуютно. И не только потому, что он того гляди перевернется и покатится вниз. Нет, эту проблему решить не так уж сложно: ведь ходят же танки по 45-градусным склонам! Можно, стало быть, понизить у машины центр тяжести, пошире расставить колеса и гусеницы...

Не в этом главное препятствие, а в том, что обрабатывать почву нужно непременно поперек склона, иначе дожди вмиг снесут всю почву. А у трактора, ползущего поперек склона, колеса нагружены неравномерно: на те, которые ниже, приходится большая часть веса, на те, что выше, — меньшая. Поэтому на косогоре производительность равнинпого трактора падает процентов на 60, и соответственно увеличивается расход го рючего и масла.

Мало того, система смазки равнинного трактора проектируется в предположении, что двигатель не накреняется во время работы. На склоне это условие нарушается, масло скудно подается к «задранным» кверху агрегатам. Отсюда ускоренный износ и более частые ремонты.

Наконец, еще одно последствие неравномерного распределения веса — трактором трудно управлять. Его все время тянет в сторону склона, и математически ровных борозд провести не удается. В пахоте получаются огрехи, на чайной плантации машина все время норовит наехать на кусты. И все это происходит уже на «допустимых» склонах, крутизна которых не превышает 8°. О более крутых нечего и говорить: там машины просто не работают.

Вот почему еще в 1947 году начальник ГСКБ по механизации возделывания чая Ш. Кереселидзе, ныне профессор, лауреат Ленинской премии, заслуженный изобретатель Грузинской ССР, вместе со своими коллегами задумался над конструкцией принципиально иного, горного трактора. Созданная им и его коллегами шарнирная схема подвески корпуса оказалась очень удачной.

ТРАКТОР

Рис. В. Овчининского

Причина, из-за которых гусеницы не «приживались» в горах, проста. Гусеница в отличие от колеса хуже приспосабливается к склону. Там, где колесо сцепляется с почвой по всей площади контакта, гусеница выдавливает в земле нечто похожее на маленькую террасу — и только. Ну, а если гусеница не прилегает к грунту всей площадью, ее преимущество — малое удельное давление, высокое тяговое усилие, отличная проходимость—исчезает. На склоне гусеничный трактор по этим показателям далеко уступает колесному.

Есть и еще одно обстоятельство. Тяжелая гусеница, весящая тонну, а то и больше, ограничивает скорость машины 6—10 км/час. Если попытаться пустить трактор быстрее, центробежные силы могут разорвать «стальную дорогу». А скорость в горах нужна, как нигде. Поля находятся далеко друг от друга, и, чтобы не тратить время на холостой перегон, сельскохозяйственные машины надо быстро перебрасывать с участка на участок. Колесные тракторы бегают куда резвее: до 35 км/час.

С проблемой веса справились так: решили делать гусеницу не из стальных звеньев-траков, а из сплошной резиновой ленты. Для прочности в толщу ее должны быть заделаны стальные тросы. Но оставались еще многочисленные катки — поддержива-

УЧИТСЯ

ющие, опорные. Их непременно нужно убрать, чтобы сделать как можно легче конструкцию, которая бежит по гусенице. Ведь именно этот агрегат должен «висеть» на шарнирах! И изобретатели перенесли катки с корпуса трактора на ленту — вернее, теперь уже не катки, а небольшие ролики. Машина опирается на них своеобразными рельсами и катится. Может показаться, что это все равно: катится ли каток по гусенице или, наоборот, рельс движется по ролику, скрепленному с лентой. А разница чрезвычайно существенна — катящийся по гусенице каток можно уподобить колесу, бегущему по дороге. Совсем иное дело, когда по неподвижному ролику едет рельс. Он напоминает полоз саней, скользящих по ухабистой дороге. А что сани едут покойнее, нежели телега, хорошо знали даже наши далекие предки. Ролики расположены гораздо чаще, нежели опорные катки, и колесной машине, чтобы сравняться с таким трактором, пришлось бы обрасти изрядным количеством скатов. Кроме того, мягкая резиновая лента лучше обтекает все неровности пути, и сцепление с грунтом у нее должно быть выше, чем у стальной гусеницы.

Но самое главное — изобретатели поставили между рельсом, опирающимся на ролики гусеницы, и корпусом трактора прочные резиновые меш-

16