Техника - молодёжи 1993-02, страница 7

Техника - молодёжи 1993-02, страница 7

Короткие корреспонденции

ность перехвата. Ее производили в двух версиях: в сопле Х-31П устанавливается ускоритель — он обеспечивает разгон после пуска и после выработки горючего выбрасывается — включается ПВРД, с которым ракета шла к цели, «прислушиваясь» к ее сигналам — импульсам радаров зенитно-ракетных комплексов вроде американских «Хок» и «Пэтриот». Противокорабельная же Х-31А оснащалась системой активного самонаведения, а ее дальность действия составляла 50 км.

С 1983 года конструкторы «Звезды» приступили к разработке управляемой тактической ракеты класса «воздух - вода» Х-35. Ее оборудовали турбореактивным двигателем и комбинированной аппаратурой наведения, позволяющей уверенно поражать цели, несмотря на любые радиоэлектронные помехи. Х-35 приспособили к пускам и с корабельных установок, подобно американским «Гарпунам» (см. «ТМ» Nq 11 за 1992 г.), оснастив дополнительным разгонщиком, который не понадобился ее самолетному варианту. Через некоторое время эту ракету приняли и для оснащения береговой обороны — так появился комплекс многоцелевого высокоточного оружия.

Сейчас специалисты ОКБ трудятся над новым поколением управляемых тактических ракет. Это будут снаряды класса «воздух - море», предназначенные для поражения боевых кораблей водоизмещением до 8 тыс.т, и «воздух - воздух» с дальностью полета от 10 до 200 км. Истребитель, оснащенный последней, сможет атаковать и «снять» тщательно охраняемую армадой перехватчиков летающую станцию дальнего радиолокационного наблюдения типа АВАКС...

Еще недавно изделия с индексом X считались сугубо секретными... Теперь конструкторам приходится самим искать заказчиков.

Сверхлегкий, реактивный, по схеме тандем

Конструктор из Якутска Валерий Булгаков намерен опробовать свой экспериментальный самолет «Горизонт» на конкурсе сверхлегкой авиации СЛА-93.

Он считает, что возможности традиционной схемы уже исчерпаны и надо переходить к схеме тандем. У «Горизонта» два крыла расположены одно за другим (отсюда и название — тандем), нет привычного киля, который создает излишнее лобовое сопротивление. Устойчивость же машины обеспечивается самими крыльями и фюзеляжем. Поэтому он четырехгранный, а не бочкообразный. По словам Булгакова, его аппарат при всем желании трудно вогнать в штопор.

Но главное преимущество — в возросшем аэродинамическом качестве. Предполагается, будущие пассажирские «тандемы» станут экономичнее современных лайнеров и освоят трассы на высотах больше 15 тыс. м. Вообще схема «тандем» известна с 30-х годов, но серьезно она не прорабатывалась.

Еще одна особенность «Горизонта» — два реактивных двигателя, которые почти не применяются в сверхлегкой авиации. Булгаков взял серийные — московского ПО «Гранит». Для эффективных полетов экспериментальной машины достаточно их суммарной мощности в 150 л.с.

Т.М.Меренкова (14.6.1940-8.1.1993) Ушла из жизни Татьяна Михайловна Меренкова, творчество которой неразрывно связано с молодежной печатью.

Трудовую деятельность она начала с 17 лет — экспедитором. После окончания факультета журналистики МГУ была распределена в Коми АССР — редактировала многотиражную газету. С 1965 по 1975 год работала в журнале «Моделист-конструктор», затем в журналах «Крестьянка», «Клуб и художественная самодеятельность». С1978 года начала сотрудничать с нашим журналом по трудовому соглашению, а в 1988 — 1989 годах состояла в штате редакции. Последние же годы посвятила журналу-аль-манаху «Чудеса и приключения». Написала десятки статей, несколько книг, в том числе и о А.В.Косареве, надолго преданном в нашей стране забвению.

Всегда спокойная, всегда готовая выслушать, всегда оптимистически смотревшая на жизнь, Татьяна Михайловна отдавала свои симпатии людям, служащим благородным целям и высоким идеалам, и непримиримо относилась к делягам, норовящим строить свое благополучие на обмане других.

Она давно знала об угрожавшей ей болезни, но никогда никто из ее друзей и коллег не услышал от нее ни слова жалобы. Напротив, к ней тянулись те, кто нуждался в помощи и нравственной поддержке. И теперь всем нам будет очень не хватать и этой поддержки, и этой благорасположенности, и этой готовности защищать правое дело.