Техника - молодёжи 1994-01, страница 11

Техника - молодёжи 1994-01, страница 11

дания орбитального дома общими усилиями, с привлечением специалистов не только Западной Европы, Японии, но и России. В нашей стране накоплен богатый опыт строительства и эксплуатации орбитальных станций, имеется самая мощная в мире транспортная система «Энергия», способная за рейс вывести в космос 100 т полезной нагрузки. У американцев же есть интересные проработки по концепции самой станции; располагают они и средствами. Часть финансовых тягот в обмен на удовлетворение собственных научных интересов могут взять на себя Япония, ФРГ и другие страны Запада1.

Однако вернемся непосредственно к «Хабблу». Чтобы излечить телескоп от близорукости, ему, как и человеку, требуются очки. Инженер-оптик Марк Бат-тема предложил использовать в качестве них пять пар отражающих поверхностей, которые должны компенсировать отклонения основного зеркала от его точной расчетной формы. Смонтированные на механических рычагах внутри специальной коробки, размерами с телефонную будку, дополнительные отражатели будут собирать световые лучи, фокусировать их на зеркало орбитального телескопа.

Труднее всего было выяснить, в каком именно исправлении оптики нуждается телескоп. Ученые, решавшие проблему, разделились на две группы. Одни посчитали, что надо идти от изображения. Сравнив реальные снимки с идеалом, полученным теоретически, они вычислили степень и характер искажения. Другие взялись выследить непосредственно саму ошибку, вернее, то, что послужило ее причиной. Они отправились на завод, где когда-то изготовили телескоп, и, подобно археологам, отыскивающим в прошлом недостающие звенья истории, стали изучать старые чертежи, технологическую оснастку, пока не наткнулись на интерферометр, с помощью которого проверялась поверхность зеркала. Тут-то и обнаружилось, что измерительный прибор был собран неправильно, давал определенную

1 Когда материал был подготовлен к печати, пришло сообщение: подписан договор о строительстве совместной орбитальной станции в начале следующего века.

погрешность. Проверка показала* что найденная неточность соответствует вычисленной степени искажения — главное зеркало телескопа отклоняется от расчетного профиля на 1/50 толщины человеческого волоса!

Итак, в чем дело, выяснено. Теперь очередь за ремонтниками. Чтобы провести все операции на надлежащем уровне, астронавты провели ряд тренировок в гидробассейне, под водой, где выталкивающая сила Архимеда уравновешивает силу веса. Однако в космосе воды нет, она не мешает движениям. Поэтому для формирования соответствующих навыков точного перемещения были проведены дополнительные упражнения на специальном тренажере, где все объекты покоятся на «воздушной подушке». Достаточно шевельнуть мизинцем, и махина массой в тонну тронется с места. (Подробности о подобном полигоне см. в «ТМ», № 9 за 1993 г.)

Облегчает выполнение задуманного и тот факт, что орбитальный телескоп в отличие от коммуникационных спутников, которые астронавты пытались ремонтировать ранее, специально спроектирован с расчетом на подобные операции. Прежде чем запустить его в космос, сделали 16 тыс. фотографий его узлов, чтобы при починке не было неожиданностей. «Хаббл» также снабжен многочисленными ручками, подножками, облегчающими работу, а все его болты имеют одинаковые головки под ключ.

И все же ремонт телескопа таит в себе определенный риск. Как говорит астроном из Принстонского университета Эдвин Тернер, «если он будет успешным, наука выиграет очень много; если астронавтов постигнет неудача, мы останемся с неработающим инструментом и окончательно подорвем репутацию НАСА».

P.S. Когда этот номер журнала выйдет из печати, вы, наверное, будете знать результаты уникальной операции. Нам же остается пожелать специалистам удачи — вывести «Хаббл» на проектную зоркость в 0,06", что позволит ему наконец-то пополнить историю науки новыми интересными страницами.

Запуск телескопов в космос, где нет искажающей изображение атмосферы— подобный способ повышения качества астрономических наблюдений еще недавно казался единственным. Но так ли это?

Станислав ЗИГУНЕНКО,

наш спец. корр.

ЗЕРКАЛА

ДЛЯ ЗВЕЗД

В свое время я был, если можно так выразиться, свидетелем создания главного зеркала для БТА-6 — «самого большого в мире телескопа», как писали тогда. Побывав на Лыткаринском заводе оптического стекла, узнал: промучившись несколько лет, испортив три или четыре отливки, истратив уйму денег, наши специалисты наконец отшлифовали 6-метровую заготовку. И заявили, что достигли предела — телескопы больших размеров делать бессмысленно: возмущение атмосферы накладывает свое «вето» на дальнейшее повышение качества изображения. С создателями БТА согласились не только отечественные, но и многие зарубежные ученые и инженеры. Во всяком случае, именно такое, распространенное в 70-е годы мнение послужило одной из причин запуска на орбиту «Хаббла».

Однако жизнь расставляет свои акценты. Изображения, полученные из космоса, оказались не безупречны из-за ошибок, допущенных на Земле. Американцы не извлекли должного урока из ситуации, случившейся при создании БТА-6.

Плюсы и минусы гигантизма

В Зеленчукской обсерватории, где ныне работает большой азимутальный телескоп, я обратил внимание на огромный ящик, стоявший у входа.

— Что это?

— А, старое зеркало,— ответили мне. И рассказали полудетективную историю.

Оказывается, в ночь перед решающим испытанием в опечатанный цех, где находилась только что отшлифованная отливка, проник таинственный злодей и расстроил тщательно отъюстированную аппаратуру приемщиков. Сроки поджимали, сверху было уже спущено соответствующее ЦУ: «Объект сдать к очередному юбилею»,— и волей-неволей астрономам при приемке пришлось пользоваться той же аппаратурой, что и изготовителям. ►