Техника - молодёжи 1997-01, страница 36

Техника - молодёжи 1997-01, страница 36

В течение первого периода Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии имелась специальная 45-мм противотанковая пушка образца 1942 г. Помимо нее, борьбу с немецкими танками и бронетранспортерами вели самоходные установки СУ-57, СУ-76, СУ-122 и почти все артиллерийские системы вплоть до 152-мм калибра. Однако появление у немцев новых средних танков с экранированной броней, особенно «Пантера», и тяжелых — «Тигр», а также самоходных орудий «Элефант» («Фердинанд») с усиленной бронезащитой потребовало более мощных и эффективных буксируемых и самоходных орудий.

Еще 15 апреля 1943 г. Государственный комитет обороны принял постановление «О мероприятиях по усилению противотанковой обороны», которым предписывалось спроектировать и освоить производство усовершенствованных противотанковых, танковых и самоходных пушек. Всего два месяца спустя на вооружение приняли 57-мм противотанковую пушку ЗИС-2, и через три недели она начала поступать в войска. Боевое крещение она получила в сражении на Курской дуге, где весьма успешно поражала немецкую бронетанковую технику.

В середине того же года начались работы по созданию 85- и 100-мм самоходных истребителей танков. При этом специалистам пришлось учитывать не только опыт проектирования, технологию производства, боевое применение советской артиллерии в оборонительных и наступательных операциях, но и особенности применения немецких бронетанковых частей с самого начала Второй мировой войны.

Тогда же, по распоряжению наркома вооружений Д.Ф. Устинова, организовали специальную бригаду, включив в нее представителей Действующей армии, ведущих специалистов оборонной промышленности. конструкторов. В частности, в нее зачислили начальника технического отдела наркомата вооружения Э.А.Сателя, заместителя председателя технического совета, видного ученого и конструктора А.А.Толоч-кова (см. «ТМ», № 4 за 1996 г.), руководителей главных артиллерийского и бронетанкового управлений Красной Армии. Им предстояло изучить все, что было связано с разработками и использованием самоходных артиллерийских установок на фронте. Через некоторое время члены бригады сформулировали основные требования и отметили достоинства подобных артсистем. Например, были отмечены такие их преимущества перед буксируемыми, как: более высокие оперативная и тактическая подвижность, которая обеспечивалась большей проходимостью гусеничных машин на пересеченной местности и солидным запасом хода. Объединение артсистемы и тягача позволило уменьшить длину колонн техники на марше, а отсутствие прицепов улучшало поворотливость машин и упрощало их движение задним ходом. Добавим, что самоходные установки были всегда готовы открыть огонь, в том числе и с хода. Выход на огневые позиции и уход с них не занимали много времени, перенос стрельбы на другую цель без промедления осуществлялся как с помощью механизмов наведения, так и быстрым поворотом всей машины. Благодаря броне-защите корпуса и рубки, расчет, само орудие и двигатель оказывались менее уязвимыми в боевой обстановке. При необходимости, помимо расчета и боезапаса, самоходная установка принимала на борт десантников с вооружением.

Кроме того, специалисты бригады вы-

СУ-85, ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ

явили и основные недостатки такой техники. К ним относились сложности, связанные с маскировкой довольно крупных боевых машин, и то, что после повреждения либо поломки двигателя или ходовой части выходила из строя вся исправная артуста-новка. Для массового производства самоходок требовалась хорошо развитая промышленная база — с налаженной кооперацией танковых и артиллерийских заводов. Да и сама машина обходилась дороже, нежели орудие и ходовая часть по отдельности.

Эти выводы и основанные на них рекомендации конструкторам стали основными при разработке в военное время СУ-85, СУ-100, ИСУ-122, ИСУ-152 и позже — подобной техники как в нашей стране, так и за рубежом.

Что же касается 85-мм пушек, предназначенных для СУ-85, то к их проектированию приступили уже в январе 1943 г. Вскоре в Центральном артиллерийском конструкторском бюро В.Г.Грабина изготовили ЗИС-С-53, а в ОКБ, возглавляемом Ф.Ф.Петровым, аналогичную Д-5С. В августе обе испытали, лучшей признали Д-5С, поэтому ее-то и приняли к производству. Но не в качестве танковой — ее оказалось довольно сложно разместить в стандартной башне Т-34, ибо последнюю пришлось бы основательно переделывать, что отрицательно сказалось бы на выпуске танков. Ею решили оснастить будущие истребители вражеской бронетехники. Разработкой и подготовкой СУ-85 к серийному выпуску занимались конструкторы Л.И.Горлиц-кий, А.Н.Булашев, В.Н.Сидоренко, разумеется, при участии Ф.Ф.Петрова.

Эта машина предназначалась для переоснащения артиллерийских частей, входящих в состав механизированных соедине; ний и истребительно-противотанковых бригад. Расчетам СУ-85 предстояло уничтожать бронебойными снарядами танки и другую мотомеханизированную технику противника, а осколочно-фугасными — живую силу, подавлять вражескую противотанковую артиллерию, разрушать амбразуры долговременных и деревоземляных огневых точек.

СУ-85 состояла из рубки, артиллерийской части, силовой установки, передачи, шасси, электрооборудования и средств связи. Собственно, сама 85-мм пушка по баллистическим характеристикам соответствовала зенитке того же калибра образца 1939 г., которая с начала Великой Отечественной войны успешно применялась и для уничтожения немецких танков. Она включала ствол со свободной трубой, кожухом и казенником, раму, литую люльку обоймен-ного типа, противооткатное устройство с гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником, секторный подъемный и винтовой поворотный механизмы и ограждение со спусковым механизмом. Последний был ручным и приводился в действие рычагом. Рубка была почти такой же, как на СУ-122: с наклоненным лобовым листом. Справа от орудия располагался командир, слева — механик-

Огонь из СУ-85 вели, как правило, при коротких остановках либо из-за укрытия прямой наводкой с помощью телескопического прицела. При необходимости стреляли и с закрытых позиций, но тогда пользовались панорамным прицелом.

Для наблюдения за окружающей обстановкой и полем боя командир машины рас-ПТК с круговым обзором. Для

жила радиостанция 9-Р, для внутренней — переговорное устройство ТПУ-2 или ТПУ-3.

В августе 1943 г. СУ-85 приняли на вооружение Красной Армии, и в том же месяце завод «Уралмаш» приступил к их серийному производству, изготовив к сентябрю полторы сотни установок. Боевое крещение они приняли при форсировании Днепра. Действуя в боевых порядках наступающих танков и пехоты, они обеспечивали тем непрерывную поддержку огнем. Как выяснилось, бронебойно-трассирующие снаряды на дистанции 1 тыс. м, при попадании под прямым углом, пробивали броню толщиной до 100 мм.

Осенью СУ-85 участвовали во многих операциях и особо важную роль сыграли при освобождении Киева и Житомира. Помимо поддержки огнем, они использова-истребителей танков. Но-сразу понравились вой-, там оценили их надежность и просто-эксплуатации. Однако с

В частности, 16 мая 1944 г. командующий войсками 2-го Украинского фронта маршал Советского Союза И.С.Конев отправил И.В.Сталину пространную телеграмму, перечислив в ней ряд дефектов в устройстве самоходки. Так, после попаданий снарядов в бронерубку бывали случаи отрыва подъемных и поворотных механизмов в месте их приварки к корпусу. Слишком большими оказались мертвые ходы в подъемных механизмах; люлька — не совсем удобной при заряжании пушки. Тогда на фронт отправили бригаду специалистов, которой приказали установить причины подобных происшествий в конкретной обстановке боевых действий. Одновременно на артиллерийских заводах занялись совершенствованием узлов и механизмов Д-5С.

Уже 24 мая в Государственный комитет обороны представили протокол, подписанный наркомом танковой промышленности В.А.Малышевым, командующим бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии, маршалом бронетанковых войск Я.Н.Федоренко, начальником Главного артиллерийского управления, маршалом артиллерии Н.Д.Яковлевым и наркомом вооружения Д.Ф.Устиновым. В этом документе перечислялись мероприятия наркоматов, ГАУ, ГБТУ и промышленности, направленные на устранение выявленных недостатков. В короткий срок перешли на иную технологию изготовления деталей подъемного и поворотного механизмов и их сборки, улучшили качество сварки, уменьшили мертвые хода при наведении орудия. После этого жалоб военных на качество и без того удачной СУ-85 не было.

Между тем, доработанную 85-мм пушку ЗИС-С-53 тоже приняли на вооружение. Удачная компоновка сравнительно небольших противооткатных устройств и прочие конструктивные улучшения позволили установить ее в башне танка Т-34 без серьезного изменения той, и самый массовый советский средний танк в начале 1944 г. получил усиленное вооружение. Но теперь для сопровождения и огневой поддержки подразделений «тридцатьчетверок» понадобилась самоходная установка с более мощной артсистемой. Ею и стала СУ-100, производство которой освоили осенью того же года. После чего выпускать СУ-85 сочли нецелесообразным, и в декабре их перестали делать. ■

Василий МАЛИКОВ, академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук

Т Е ХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 97

ШТ9