Техника - молодёжи 1998-02, страница 42

Техника - молодёжи 1998-02, страница 42

Повернули кольцо, цветок раскрылся — видим циферблат со стрелками, закрыли цветок обратным движением — видим то, что нарисовано на лепестках снаружи, например, пейзаж какой-нибудь. Не могу удержаться от соблазна развить идею Ко-зика: например, выкладываем по внутреннему периметру кольца зеркальные стеклышки так, чтобы они образовали правильный многогранник; поворотом кольца изменяем отражение циферблата на стекле (3) и любуемся переплетением десятков геометрических фигур...

Впрочем, всех нынешних фантазеров переплюнули еще до войны. Однажды полярные летчики прослышали, будто Сердоб-ский завод переходит на новую технологию: вместо традиционной кукушки теперь из гнездышка будет выскакивать Отто Юль-евич Шмидт, а метроном примется отбивать склянки, как на корабле. Разгорелся спор, во что оденут начальника Севморпу-ти: кто говорил — в форменный китель, кто — в пиджак; некоторые полагали, что весь

шмидтовский экстерьер прикроет его необъятная бородища... Еще прошел слух, что партия опытная, лимитированная, в продажу не пойдет, а распределится по начальству. Летчики переполошились и составили коллективную заявку, радист отстучал список в Москву... В конце концов оказалось, что пресловутые часы выдумал кто-то из своих (позднее выяснили, кто именно: бортмеханик Николай Львович Ке-кушев). В управлении Севморпути всех взгрели, а история дошла до самого Отто Юльевича, который, говорят, хохотал до

Во Всероссийской государственной патентной библиотеке (121857, Москва, Бережковская набережная, 24, телефон (095) 240-2587) вы не найдете описания часов со Шмидтом, но получите сведения обо всех российских и зарубежных часовых механизмах, защищенных патентами, ■

билизации амплитуды колебаний камертона и срыва паразитной генерации, то бишь автоколебаний.

Секундная стрелка электронных часов, в отличие от механических, идет плавно, поскольку ножки камертонной вилки «танцуют» с очень высокой частотой — 360 Гц, а у дамских моделей вообще 480. Танец этот состоит в сдвигании — раздвигании ножек; одна из них толкает упругим «копьем» (4) храповое колесо (5), и оно поворачивается. Назад его не пускает собачка (6) — тоже упругая, но упрямая. От храпового колеса через систему колес движение передается стрелкам и календарям. Отметим, что дизайн, который вы имеете удовольствие видеть на рисунке, тоже запатентован швейцарцами: открытый ме

ханизм на циферблате — разве не эстетично?

Но не только в швейцарском городке Биль трудятся настоящие новаторы. Скажем, на московском 1-м часовом заводе вообще отказались от храпового механизма, заменив его шаговым двигателем (патент № 2078366). Узнали ли вы (рис. 5, а, б) в статоре (1) с полюсами N и S камертонную вилку? Меж «севером» и «югом» — ро

тор (2), укрепленный на опорах платы (3). При возбуждении электромагнитной катушки (4) сердечники (5), шарнирно соединенные с концами статора, колеблются и передают импульсы на вытянутые «ладошки» полюсов; те ласково вращают ротор (посредством электромагнитных сил, разумеется), а он, набрав маховой момент, сообщает вращение стрелкам согласно передаточным отношениям.

Сей простой и надежный механизм можно бы поместить в швейцарский прозрачный корпус (см. опять рис. 4) и продавать в Европе втридорога... впрочем, бизнесменов рынку учить — что мертвых лечить: швейцарцы давно уж скупают оптом за бесценок наши часовые механизмы и начиняют ими свои разукрашенные корпуса. Прибыль огромная! Наконец-то поняли и мы, что надо уделять побольше внимания дизайну. □

ПЕРЕМЕНА ДЕКОРАЦИЙ

Смелее всех по части художественного оформления оказался упомянутый Угличский завод. Что и неудивительно: расположен он в одном из стариннейших и красивейших русских городов, чья патриархальная красота и лепота задала классический русский стиль — напольные и настенные часы из резного камня и дерева, наручные из мельхиора, финифти, с драгоценными и полудрагоценными камнями... Вот на по

следних и остановимся. Для серийного производства их нужно много, причем сравнительно крупных. Природные же самоцветы довольно редки и окрашены, как правило, невыразительно, а наиболее распространенные полихром-ные — еще и неравномерно. В 1991 г. инженер Ф.И.Ма-маджанов получил авторское свидетельство № 1693137 на способ окраски минералов для ювелирных надобностей (рис. 6). Берем килограмм серого или серовато-белого турмалина (поистине «хамелеон-камень»: состав до сих пор толком не известен, структура переменчива, окрас тоже!) и погружаем в сосуд, на дне которого—мощный источник гамма-излучения, содержащий кобальт-60. Кванты с энергией 1,25 МэВ струятся на облагораживаемый минерал, тот помаленьку краснеет, а приняв дозу в 1 млрд Р, становится ярко-малиновым. Контрастность окраски заметно усиливается после отжига при температуре 70 —

маджанова минерала в сутки

Другим путем — механическим — украшает часы В.Г.Козик. Он придумал функционально-декоративный корпус (патент № 2037868, рис. 7). Под кольцом (1) размещены серповидные лепестки (2), образующие ирисовую диафрагму (ирис, он же касатик — декоративное травянистое растение с очень изящными желтыми цветами).