Юный техник - для умелых рук 1972-05, страница 8

Юный техник - для умелых рук 1972-05, страница 8

Год за годом, век за веком живут на земле люди, возникают и исчезают здания, памятники, инженерные сооружения. Рождают их потребности эпохи, а губят войны и перепланировки, стихийные бедствия, пожары и просто время.

Одно из наиболее увлекательных и полезных занятий — восстановление сооружений прошлого в виде макетов. Разным может быть назначение этих изящных построек из фанеры, картона, бумаги и других подручных материалов. Самые удачные охотно возьмет краеведческий музей, другие пополнят обычно небогатый набор наглядных пособий по школьному курсу истории, третьи можно сфотографировать иа память, использовать в качестве декорации в кукольном театре или фильме, играть с ними в сражения, осады и бомбардировки.

Первые уроки исторического макетирования мы получим, проследив, как создавался макет знаменитого рыцарского замка Куси.

Рыцарский замок Куси был располо-. жен во Франции, в 24 километрах от города Лана — к северо-востоку от Парижа. Построил его в XIII веке местный

феодал Ангерран III де Куси. В 1400 году замок был перестроен по приказу Людовика Орлеанского, а в XVII веке разрушен по распоряжению кардинала Мазарини. В 1856 году руины внимательно изучил знаменитый французский архитектор Виолле ле Дюк и воссоздал древний облик замка. Окончательно замок был стерт с лица земли в марте 1917 года немецкими войсками, отступавшими из Франции.

Исследования ле Дюка опубликованы только на французском языке, но и в русской литературе можно найти достаточно материала для реконструкции его, в частности:

план замка в масштабе н разрез его главной башни — «донжона» — во «Всеобщей истории архитектуры» (Л. — М., 1966, т. 4, стр. 397);

внешний вид замка — в энциклопедии «Промышленность и техника» (Спб., изд-во «Просвещение», 1901, т. 1, стр.213);

схематические чертежи — в книге О. Шуази «История архитектуры» (М., 1937, т. 2, стр. 524—531).

Вообще, занимаясь реставрацией по литературным и архивным источникам, желательно сопоставлять между собой разные материалы. Обычно они далеко не во всем совпадают, и это позволяет понять, что в них безусловно достовер

но, а что внесено воображением автора или иллюстратора.

Построение в масштабе плана и поперечного разреза сооружении — важнейший этап реставрации. Хотя макетчик составляет эти чертежи для себя, чертит их по-черновому небрежно и по окончании работы выбрасывает, от их тщательной разработки зависит весь успех затеи. Можно фантазировать в мелких деталях макета, но основные объемы и пропорции должны быть воссозданы вполне достоверно. План н разрез служат для согласования размеров будущих деталей макета

Рассмотрим план замка Куси.

Замок представлял собой неправильный четырехугольник зубчатых стен с четырьмя круглыми башнями по углам. Самая длинная, правая, стена примерно посередине имела еще полубашню. Башни были накрыты круглыми коническими крышами. С трех сторон стены спускались в обрыв, а спереди был вырыт широкий ров.

Вблизи ворот, держа их под обстрелом, возвышалась главная башня замка — «донжон» .— последнее и наиболее неприступное убежище на случай осады. «Донжон» замка Куси имел в дна-