Юный Натуралист 1980-02, страница 13

Юный Натуралист 1980-02, страница 13

12

ЗАЧЕМ РЫБАМ ОСЦИЛЛОГРАФ?

Когда я впервые появился в этой лаборатории, она показалась мне похожей на зоопарк. Точнее, на тот павильон зоопарка, где стоят длинные ряды аквариумов, за стеклами которых шевелят хвостами меченосцы, гуппи, караси и сазаны. Здесь тоже царило «рыбье царство». По стенам лаборатории протянулись стеллажи с десятками аквариумов, на песчаном дне которых неподвижно, словно задумавшись, стояли усатые пескари. Для каждого из них была предназначена своя квартира — они жили в одиночку.

— Эти рыбки честно работают на науку, — улыбнулся молодой ученый, кандидат биологических наук Владимир Барон.

Знакомясь с лабораторией, я заглянул и в другие комнаты. А там электронная аппаратура: осциллографы, вольтметры, генераторы высокой частоты... Зачем же рыбам осциллограф? Такой вопрос я и задал Владимиру.

— Мы изучаем роль электричества в их жизни, — сказал он. — Знаете ли вы, что рыбы могут вырабатывать электрический ток и способны чувствовать электрическое поле?

То, что ученые рассказали мне здесь, в лаборатории проблем ориентации рыб Института эволюционной морфологии и экологии животных имени А. Н. Север-цова Академии наук СССР, было похоже на фантастику.

Известный американский ученый, лауреат Нобелевской премии физик Р. Фейнман сказал как-то: «Практически нет ни одного явления природы, которое не сопровождалось бы электричеством». И в самом деле, электрические явления происходят не только в неживой природе, они присущи и всему живому. Вспомните хрестоматийный факт — впервые электричество было обнаружено итальянским ученым Галь-вани при помощи живого организма, а именно лягушки.

Впрочем, электричество у рыб человек обнаружил еще в глубокой древности. Вернее сказать, почувствовал, не подозревая при этом о его существовании. Этого понятия тогда не существовало. Например, древние греки остерегались встречаться в воде с рыбой, которая, как писал великий ученый Аристотель, «заставляет цепенеть животных». Рыба, наводившая страх на людей, была электрическим скатом и носила имя

«Торпедо». И только двести лет назад ученые поняли наконец природу этого явления.

В девятнадцатом веке ученые установили, что все живые ткани и клетки — своеобразные источники электрического тока и что без электричества жизнь существовать не может. Сегодня об этом знает каждый школьник. Многие слышали об электрических скатах и угрях. Но значит ли это, что науке все уже известно о рыбах и открывать больше нечего? Конечно, нет. Вопросов и загадок в этой области биологии еще сколько угодно.

Только полтора десятилетия назад советскому ученому П. Гуляеву впервые удалось с помощью высокочувствительной аппаратуры зарегистрировать биоэлектрическое поле в воздухе, окружающем нервы, ткани и органы животных и даже человека! То есть ему удалось обнаружить такое поле, какое окружает, скажем, проводник с током. Поле вокруг живой ткани было названо электроауро-граммой. Иначе говоря, мы с вами, как и все бегающие, летающие и плавающие животные, являемся своеобразными живыми электрогенераторами.

Основываясь на этом открытии, другой советский ученый А. Прессман выдвинул оригинальную гипотезу, согласно которой животные будто бы могут использовать слабые электромагнитные поля для обмена информацией, для общения между собой. Только этим, утверждал ученый, можно объяснить некоторые особенности в поведении стайных животных и общественных насекомых. Но гипотеза пока остается гипотезой. Еще не установлено, например, что пчелы «переговариваются» с помощью электрического поля. Да и мы с вами это поле никак не чувствуем. Поэтому