Пионер 1987-12, страница 51

Пионер 1987-12, страница 51

Московский Кремль... Третьяковская галерея... Московское метро... ВДНХ... Наверное, в Москве можно насчитать семь чудес, не уступающих сказочным семи чудесам света. И, конечно же, среди них не последнее место займет Московский государственный детский музыкальный театр — удивительное здание на проспекте Вернадского, напоминающее замок с тремя башнями или трехмачтовый корабль, над которым парит волшебная Синяя птица — птица мечты, птица счастья.

Этот театр — воплощение мечты Наталии Ильиничны Сац, прославленного режиссера, писательницы, педагога. Сейчас она — Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола. А в ноябре 1918 года, в первую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, Наташа Сац, которой было тогда пятнадцать лет, открыла занавес созданного ею первого в мире детского театра. Триста пятьдесят маленьких москвичей в башлыках, полушубках и валенках, раскрыв от изумления рты, следили за тем, как куклы-марионетки разыгрывали на красочной сцене героическое представление. Почти полвека спустя, в ноябре 1965 года, распахнулись двери первого в мире детского музыкального театра, тоже созданного Наталией Ильиничной Сац. Сегодня даже представить себе невозможно, что его не существовало в Москве.

Может быть, вы были в этом театре или видели его спектакли по телевидению, слушали по радио, в записи на грампластинках...

Теперь я хочу побывать вместе с вами не в зрительном зале этого театра, а за его кулисами, там, куда «посторонним вход воспрещен». Но нас — обещаю вам — пропустят туда и даже кое-что покажут, потому что мне, поэту и либреттисту, приходилось участвовать в создании ряда спектаклей, а вам приходилось или придется их смотреть. Получается, что мы с вами — люди, театру не совсем посторонние...

На троне Обезьяньего царя

Когда я вошел в широко раскрытые двери большого служебного помещения, я подумал, что попал в музей: полки с предметами старины, меблированные уголки... Только все было так плотно уставлено, что вроде бы предназначалось не для обозрения, а для хранения. Может быть, это склад? Или контора проката? Потому что, как выяснилось, вещи отсюда постоянно берут, но не насовсем, а для временного пользования — на час-другой...

Так оно и оказалось. Вся эта мебель, все предметы быта участвуют в спектаклях. Какое разнообразие красок, форм, стилей!

Когда бы я мог, например, в течение пяти минут посидеть на трех тронах сразу— на троне Царицы ночи, Королевы сказочного королевства и на троне Обезьяньего царя!

Я хожу по этому царству всех времен и народов (оно называется мебельно-реквизиторским цехом) и то и дело натыкаюсь на знакомые мне по поста

новкам театра предметы. Вот стоит в углу старая плетеная качалка, в которой сидела бабушка Красной Шапочки, поджидая внучку, а потом восседал проглотивший бабушку Волк. А на этой полке сложен весь реквизит для оперы «Мастер Ро-кле». Герой оперы— изобретатель, у него масса всякой техники, и спектакль «богато» обставлен—125 единиц реквизита! Что такое реквизит, вы, наверное, знаете: это предметы, которые используют на сцене во время спектакля,— домашняя утварь, посуда, инструменты, овощи, фрукты... Они могут быть настоящими, купленными в магазине — тарелки, кружки, труба, барабан, а могут быть бутафорскими, то есть изготовленными специально в театральной мастерской из папье-маше, картона, поролона...

Спектакли

тоже одеваются

Я беседую с машинистом Геннадием Максимовым прямо на сцене. Вокруг нас десятка два рабо

®