Техника - молодёжи 1981-12, страница 27

Техника - молодёжи 1981-12, страница 27

ПРИРУЧЕНИЕ ОГНЯ

Незадолго до этого вблизи Лу-ха, в Кинешме, был открыт первый в России завод по производству аккумуляторов и других электротехнических изделий. Бенардос использовал для своих опытов продукцию этого предприятия и даже сконструировал новый тип батареи с увеличенной силой разрядного тока и выдерживающую режим короткого замыкания, — словом, с теми качествами, что были ему необходимы для экспериментов.

Как-то раз, изыскивая новый способ крепления свинцовых пластин в аккумуляторном сосуде, изобретатель расплавил их кромки теплом электрической дуги. Детали довольно легко и в то же время прочно соединились. Постоянно сталкиваясь в своей работе с кузнечной сваркой и клепкой, Бенардос не мог не оценить относительно простого и эффективного способа соединения металлов.

После детальной разработки методов сварки стали, чугуна, меди, бронзы Бенардос получает на свой способ многочисленные патенты: в Англии, Бельгии, Германии, Италии, США и в других промышлен-но развитых странах. Привилегия от 31 декабря 1886 года — русский патент на «способ соединения и разъединения металлов непосредственным действием электрического тока» гласила, что «предмет изобретения... основан иа непосредственном образовании вольтовой дуги между местом обработки металла, составляющим один электрод, и подводимою к этому месту рукоятки, содержащей другой электрод, соединенный с соответственным полюсом электрического тока. С помощью этого способа могут быть выполнены следующие работы: соединение частей между собой, разъединение и разрезание металла на части, сверление или производство отверстий и полостей и направление слоями».

Детали привилегии поражают масштабностью замысла и вместе с тем его законченностью. Кажется невероятным, непостижимым: как на заре века электричества, располагая примитивным оборудованием, приборами, источниками тока, изобретатель-самоучка сваривал, резал и наплавлял металлы? Применял подводную сварку и резку?.. Почти на полвека предвосхищая массовое развитие автомобилестроения, изобрел точечную контактную сварку? Внедрил сварку наплавлением .— для восстановления разрушенной поверхности деталей? Магнитным полем управлял поведением дуги и зоной расплавленного металла? Работал над увеличением плотности сварочного

тока, создав для этой цели «трубчатый электрод с сердцевиной из различного типа порошков», то есть, по существу, заложил основы применения современных порошковых самозащитных проволок?. И т. д. и т. п.

Невероятно, ио и век Спустя многие вопросы из этого перечня кажутся позаимствованными из... «мероприятий по новой технике» современного сварочного объединения!

По чертежам Бенардоса, выполненным им к своей привилегии, можно и сегодня обучать молодых сварщиков тому, например, как выполнить сварное соединение встык или внахлестку, как разделывать кромки при сварке заготовок, какие нужны флюсы для стали, а какие для меди, и т. п.

Отличительная черта Н. Н. Бенардоса — он не останавливался на достигнутом. Постепенно он усложнял задачу, добиваясь соединений высокого качества. Для этого он применил прокатку сварных швов и осуществил сварку в атмосфере защитных газов! Так пришел он к идее создания комбинированных электродержателей: вокруг угольного электрода установил сопла, вдувавшие в зону сварки светильный газ и кислород. Воздух, ранее окиолявнтий расплавленный металл, теперь вытеснялся защитным газом. Кроме того, совмещение действия сварочной дуги и газового пламени резко ускорило процессы сварки. Это был крупный шаг к современной плазменной резке и сварке металлов.

...А. Корниенко, один из авторов сварочного плазмотрона, рассказывал мне, как трудно подвигалась работа над этим изобретением. Не выдерживая высоких температур плазменной струи, как свечки сгорали сопла. После длительных раздумий их стали собирать из игл, подобно тому, как сделана башня Шухова.

Прошли годы. Совсем недавно случайно выяснилось, что на аналогичную конструкцию уже имеется... чертеж Н. Н. Бенардоса.

— Как же могло случиться, — спрашиваю я, — что идею уникального изобретения, на которое сегодня есть огромный спрос в десятках отраслей техники, «утеряли» почти на 100 лет? Почему столь ценная информация могла кануть в Лету?

— Ничего удивительного, — отвечает ученый. — Патентная «глубина» берется равной 50 годам. «Копать» глубже просто не принято: разве часто случается такой феноменальный талант? Бенардос настолько далеко заглянул вперед, что его современники едва ли

ТВОРЦЫ СОЗИДАЮЩЕГО ОГНЯ

На фотографии 1931 гада — академии АН УССР Евгений Осиарович ПАТОН среди сотрудников одной нз первых сварочных лабораторий.

В 1929 году 60-летний мостостроитель с мировым именем переменил профессию, неожиданно для всех занявшись элентричесной дуговой свар ной. Недоумевавшие коллеги пошутили, называя это его новое увлечение «наукой о том, нан без помощи заклепон сделать бочку».

В мрачноватой шутке доля правды все же была: электросварие тех лет ещв только предстояло стать наукой. Даже в тех странах, где сварка применялась широно, ей не хватало достаточно глубоких научных и тех нических проработан — об этом, в частности, свидетельствовали участившиеся аварии особо ответственных нонетрунций. Приоритет нашей страны, блестяще добытый трудами творцов электросварки Н. БЕНАРДОСОМ и Н. СЛАВЯНОВЫМ, в тяжелых 20-х годах был растерян.

Выдающийся строитель нлепаных мостов и других инженерных сооружений Е. О. ПАТОН был одним из первых нрупных ученых, нто осознал: главным видом неразъемного соединения в недаленом будущем ста нет элентросварка, а не клепка. Стремительные темпы индустриализации страны требовали ускоренного развития сварочной высокопроизводительной технини и технологии.

Начав в 1929 году с организации небольшой лаборатории, преобразованной уже в 1934 году в НИИ элентросварки АН УССР, директор Е. О. ПАТОН взял твердый нурс на содружество науки и производства. И добился успеха. Опираясь на фундаментальные научные исследования, коллектив института под его руководством раэработвл автоматическую сварку под флюсом, сварку в дуговой и шлаковой ваннв с принудительным удержанием расплавленного металла, многодуговую сварну на повышенных скоростях.

В годи воины специалисты фа шистснои Германии так и не сумели «подобрать ключк» к механизированной сварке специальных сталей — сварщини Рура «штопали» танновую броню на ручных режимах, в то время нак на советских танкоградах знаменитые «швы Патона» сваривались автоматами в 5 — 8 раз быстрее.

Стараниями Е. О. ПАТОНА и его единомышленнинов В. П. ВОЛОГДИНА, В. И. ДЯТЛОВА, Г. А. НИКОЛАЕВА, К. К. ХРЕНОВА, других видных ученых, вступали в строй все новые и новые поточные линии по электродуговой евврке, многократно увеличивая выпуск продукции в оборонной промышленности, энергетнне, судостро нии транспорте, строительстве и т. п.

Усилиями советских ученых, инженеров, рабочих сварка из кустарной науки, как ее называли в 30-е годы, быстро превратилась в мощный рычаг научно-технического прогресса, став поистине универсальным, ведущим процессом в десятках отраслей.

25