Техника - молодёжи 1984-06, страница 46

Техника - молодёжи 1984-06, страница 46

РЕДАКТОРЫ «НАШЕГО АВИАМУЗЕЯ»

ЗАВЕРШИВ ПУЬЛИКАЦИЮ СТАТЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИЫ1)РИИ ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЯ, МЫ, ПО ДАНИЕЙ ТРАДИЦИИ ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЧИТАТЕЛЯМ «ТМ>. ТЕХ, КТО ПОМОГАЛ АВТОРАМ СТАТЬИ И АНДРЕЕВУ И Л. ВЯТКИНУ, А ТАНЖЕ ХУДОЖНИКУ М ЛЕТРОВСНОМУ ГОТОВИТЬ МАТЕРИАЛЫ МУЗЕЯ ВИНТОКРЫЛЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Доктор технических наук, профессор Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе Ф. П. НУРОЧКИН.

Федор Петрович родился в 1912 году в селе Покровском, на Донбассе. Увлечение авиацией началось у него еще в школе, в которой он руководил планерным кружком. Однако, поступив в Высшее аэротехническое училище, позжр преобразованное в Московский авиационный институт, Нурочкин занялся постройкой не летательных аппаратов, а глиссеров и преуспел на этом поприще, создав, в частности, восьмнместный катер, который развил скорость 92 км/ч. Одновременно Курочкин занимался и в Московском аэронлубе.

Темой дипломного проекта, защищенного им в 1936 году (руководитель — один из основоположников отечественного вертолетостроения Б. Н. Юрьев), был летательный аппарат вертикального взлета и посадки «Сокол». Спустя два года Федор Петрович строит ранцевый автожир и совершает на нем несколько успешных полетов.

По окончании МАИ и до 1949 года Нурочкин работает в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жукове но-го, затем был приглашен в Центральный аэрогидродинамичесний институт (ЦАГИ), после чего перешел на преподавательскую работу в МАИ

Авиационным специалистам хорошо известны труды Ф. П. Нурочкина по летательным аппаратам вертикального взлета и посадки (Основы проектирования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой. М.. Машиностроение, 1970; Проектирование и конструирование самолетов с вертикальным взлетом и посадкой. М., Машиностроение, 1977 и др.), учебники и статьи.

Можно добавить, что самые первые публикации Федора Петровича, в которых рассказывалось об экзотических в те годы геликоптерах, появились на страницах «ТМ» в 1941 году.

44

Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР В. П. К0Л0ШЕНК0.

Василий Петрович родился в 1922 году- Обучаясь в Запорожсном авиационном техникуме имени К. Е. Ворошилова, освоил пилотирование планеров и учебно-тренировочного самолета У-2. Так началась летная карьера будущего испытателя вертолетов.

Незадолго до Великой Отечественной войны Колошенко прошел курс обучения в Отдельной авиаэскадрилье Гражданского воздушного флота^ после чего его направили в Батаискую школу летчиков-истребителей. Затем была Тамбовская школа летчиков-штурмовиков. Василий Петрович освоил несколько типов боевых самолетов, в том числе знаменитые машины И-16 и Ил-2. Все военные годы пилот-инструктор Колошенко готовил кадры для фронтовой авиации.

После войны Колошенко некоторое время работал инструктором в Кузнецком центре ДОСААФ, а потом перешел в полярную авиацию.

Колошенко по праву считается дважды полярником — в навигацию 1955 года он вел ледовую разведку, базируясь с вертолетом Ми-1 на прославленном ледоколе «Ермак», работал на дрейфующей научной станции Северный полюс-5. А потом ему довелось побывать на шестом континенте в составе Второй советской антарктической экспедиции. С I960 года Колсшенко становится «фирменным» испытателем вертолетов в системе Министерства авиационной промыш ленности СССР.

За мужество и героизм, проявленные при испытаниях вертолетов, В. П. Колошенко удостоен звания Героя Советского Союза. Он заслуженный летчик-испытатель СССР, мастер спорта международного класса, почетный полярник, почетный работник Морского флота СССР, награжден орденами и медалями СССР.

«Корабли не должны умирать!» — под такой рубрикой пять лет назад наш журнал опубликовал подборку статей, посвященную проблемам сохранения некоторых морских и речных кораблей и судов (см. «ТМ» № 5 за 1979 год). Одни из них связаны с важными событиями в истории нашей Родины, другие же представляют собой неповторимые памятники отечественной науки и техники.

Только в последние два-три года число отечественных кораблей-памятников пополнилось Краснознаменной подводной лодкой К-21, установленной на вечную стоянку в Североморске. Эта субмарина, вступившая в строй накануне войны, участвовала г боевых операциях на Севере. На ее счету — более полутора десятков кораблей и судов противника, отправленных на дно Баренцева моря, дерзкая атака на нацистский линкор «Тирпиц», долгая служба в качестве учебно-тренировочной станции. На Ладоге, в мемориальном комплексе, посвященном «Дороге жизни», можно увидеть буксирный пароход И-8, водивший баржи с эвакуированными ленинградцами и продовольствием, и малый охотник NS 218, охранявший озерные коммуникации. Неподалеку, в городе Новая Ладога, будет установлен тральщик ТЩ-100, экипаж которого отличился 22 октября 1942 года при отражении вражеского десанта на остров Сухо. После войны ко-рабль-ветеран много лет прослужил в составе Краснознаменного Балтийского флота, а после «демобилизации» стал буксиром в латвийском рыболовецком колхозе «Звейниекс».

К сожалению, несколько иначе относятся к историческим судам в некоторых речных бассейнах. В частности, одна из первых «Ракет», безотказно прослужившая около двух десятилетий, превращена в... кафе. В Иркутске все еще можно увидеть полузатопленный ледокольный пароход «Ангара» — реликвию байкальского судоходства.

В редакцию поступило большое количество писем, авторы которых выражают глубокую озабоченность участью исчезающих реликвий нашего флота. Вот, например, тревожное сообщение из Горького.

»