Техника - молодёжи 1987-03, страница 68

Техника - молодёжи 1987-03, страница 68

КАК МАШИНА УЧИЛАСЬ... ХОДИТЬ

Дмитрий НАДЕЖДИН,

инженер

Мы уже рассказывали о летающих (№ 10 за 1986 год), плавающих (№ 12 за 1986 год) автомобилях. Теперь наступила очередь ходячих.

Начало шагающим устройствам положило... неверие механиков в способность колеса играть роль движителя. Поэтому колеса первых самодвижущихся экипажей, оснащенных паровыми машинами, не делали ведущими, а лошадь — традиционную тягловую силу — пытались заменить механическим подобием.

Так в 1813 году поступил англичанин Брайтон. Забавный паровоз его конструкции, увенчанный высокой дымовой трубой, катил по рельсам, отталкиваясь от них двумя железными «ногами» (1). Примерно в то же время на английских дорогах появились паровые дилижансы. И в их конструкции сказалось неверие в возможности колесного движителя. Под днищами дилижансов виднелись гайды — шарнирные упоры, приводимые от бортовой паровой машины. Такой движитель в 1824 году применил Д. Гордон (2) и спустя два года Г. Герней.

Сложные и ненадежные гайды не нашли широкого применения. Однако в начале XX века нашлись энтузиасты, пытавшиеся с помощью подобных упоров улучшить проходимость автомобилей. В 1908 году венгр Ф. Дедич заменил на своей легковушке задние колеса тележкой (3), по бокам которой торчали пары «ног», приводившиеся от ведущего заднего моста. К подобному конструктивному решению прибег уже в наше время и самодеятельный конструктор И. Лягуша из Ворошиловградской области. В 1975 году он смастерил колесно-шаговую тележку массой 50 кг (4). Не первую: «Восемь лет я занимаюсь конструированием шагающих механизмов,— рассказывал энтузиаст.— Построил четыре маленьких и шесть больших моделей. Последняя снабжена электромотором мощностью 250 Вт и развивает скорость 5 км/ч».

В 1984 году в Грузии спроектировали и изготовили своеобразный

К 3-й стр. обложки

шагающий трактор (5), предназначенный для сельскохозяйственных работ на горных склонах.

Не менее интересны стандартные с виду автомобили с шагающим шасси. Например, американский легковой вездеход «Терра стар» (6). На его осях вместо обычных колес установлены звездочки, к которым под углом 120° крепили три ведущих ролика с надетыми на них баллонами низкого давления. По шоссе «Терра стар» катит как обычный автомобиль. А на бездорожье каждая звездочка вращается самостоятельно и машина как бы переступает колесами. Она довольно легко перешагивает через канавы и холмики, преодолевает рыхлый снег и топи.

По подобной конструктивной схеме построили свой вездеход и испанские конструкторы (7).

Шагающий механизм выбрали и специалисты голландской фирмы ИХЦ, когда им заказали самоходную амфибию для дренажных работ (8). Ее оборудовали четырьмя выдвижными, гидравлическими «ногами» с барабанами-поплавками на концах. Преодолевая трясину, водитель мог выпустить «конечности», чтобы нащупать твердую почву, приподняться на глубоких местах. А на шоссе машина как бы поджимала механические «ноги» и катила на барабанах.

Интересный вездеход «Икс-мышь» создали в 1976 году шведские инженеры. Каждое колесо они установили на полуметровом балансире, принимавшем по команде водителя заданное положение. Подъехав, скажем, к вертикальной стенке, машина (9) приподнималась, поочередно заносила на преграду передние колеса, затем вползала на нее всем корпусом и подтягивала задние колеса. Во время погрузки шведский вездеход приседал и даже укладывался «на брюхо». Умение привставать пригодилось «иксу» при форсировании речушек вброд. На косогоре водитель поднимал колеса с одного борта и «поджимал» с другого. В результате корпус сохранял горизонтальное положение.

До сих пор мы рассказывали о машинах с комбинированными и колесно-шагающими движителями. А что же с «чистыми» шагохо-

дами? Были и такие. И профессиональные, и самодеятельные конструкторы давно пытаются создать транспортер, движитель которого копировал бы походку самых разнообразных животных — от лошади до сороконожки.

Еще в конце XIX века известный русский математик П. Чебышев построил модель «стопоходящей машины» (11). Ее ноги-упоры приводились сложной системой рычагов, причем каждая конечность описывала траекторию, близкую к той, которая свойственна ноге человека. Машина П. Чебышева положила начало так называемому «траекторному направлению» в истории шагающих механизмов.

Есть неподтвержденные сведения о том, что в начале столетия по улицам Нью-Йорка вышагивал «паровой человек». А в 1903 году на страницах немецких газет и журналов появились изображения «механической лошади» (10). На месте головы у нее сверкали ацетиленовые фонари, там, где у нормальной лошади хвост, торчала заводная ручка бензинового мотора, а на «загривке» — руль, с помощью которого водитель управлял диковинным сооружением.

Воспроизвести кинематику хождения оказалось крайне трудно, и большинство изобретателей предпочло заняться копированием более простого переступания. Так, в начале нынешнего века немецкий инженер Венцлаф заменил на грузовике все четыре колеса удлиненными полозьями, размещенными попарно у бортов (12). Каждая пара описывала одинаковые кривые, смещаясь вперед. Затем на переднюю пару полозьев переносился кузов грузовика, а под него подтягивались задние полозья. У Венцлафа последователей не нашлось — слишком сложным оказалось устройство переступающей машины, да и в скорости она уступала даже пешеходам.

Интерес к шагающим механизмам не иссяк и поныне. Ими занимаются профессионалы и любители — напомним о некоторых агрегатах. В свое время на страницах «ТМ» рассказывалось о «ровнохо-де» ленинградца В. Лобачева, «ша-гоходе» москвичей Н. Гончарова и Б. Мирошникова (№ 5 за 1976 год),

63