Техника - молодёжи 1988-05, страница 7

Техника - молодёжи 1988-05, страница 7

Довольно мрачная картина ухода человечества в мир фантастических сновидений предстает и в рассказе итальянского писателя Лино Алдани «Онирофильм»: «...Одиночество, мягкая полутьма в тесных стенах комнаты и кресло с укрепленным аппаратом. Человечество не желало ничего другого. В жертву возвышенной привлекательности сновидений была принесена гордость обладания комфортабельным домом, элегантной одеждой, автовертолетом и другими удобствами. Зачем утомляться ради достижения реальных целей, когда дешевый онирофильм дает возможность прожить целый час, когда великолепные женщины восхищаются и благоговеют перед тобой, прислуживают тебе?..»

Ну а что предлагают сегодня сами компьютерщики? Найден ли ключ, позволяющий хотя бы приоткрыть дверь в искусственную реальность? Последние исследования и эксперименты дают утвердительный ответ.

Многим, вероятно, приходилось читать о специальных авиационных или автомобильных тренажерах (см. «ТМ» № 12 за 1985 г.; № 4 за 1988 г.). Компьютеры проявляют себя здесь как настоящие мастера иллюзий — они в точности имитируют звук, воссоздают визуальную обстановку вокруг, моделируют ощущения пилота или водителя. Контакт между человеком и машиной происходит теперь чаще не через клавиатуру, а голосом, с помощью речи и так называемого джойстринга — устройства, создающего эффект обратной силовой связи, или очков-телемониторов. Каж

геперь и для обработки фотографий из

космосе. Снимок со спутника, запечатлевший тайфун «Алиса» (сверху), закодирован в цвете. Это делает изображение более информативным, ведь окраска ука-

ров (например, температуры, влажности).

ау снимок южных берегов США, Кубы и

дый глаз человека, надевшего такие очки (см. 1-ю стр. обложки), видит предметы под разными углами, как в действительности. Стереоскопия в сочетании с высоким оптическим качеством картинки и создает ощущение присутствия. Мониторы снабжены датчиками, информирующими компьютер об изменениях положения головы наблюдателя. Появляется чудесный эффект: поворачивая шею влево и вправо, можно окинуть взглядом всю электронную панораму, или, если воспользоваться новым термином, «искусственную реальность».

Давайте пофантазируем и хотя бы мысленно войдем в мир, придуманный компьютером. Хотите попасть в Африку? Нет ничего проще. Включаем программу «Встреча с носорогом». Итак, вы очутились в тропической саванне. Осторожно, из зарослей выскочил разъяренный зверь. Что делать? Сразу же спасаться бегством неинтересно — ведь это все же игра. Попробуйте закричать. Микрофон тут же передаст ЭВМ, к которой вы подключены, звуковой сигнал, и машина отреагирует в соответствии с заданной игровой программой. Можете не сомневаться, крик будет услышан и носорогом.

Предположим, зверь не испугался. Тогда машите руками — ведь на них надеты интерфейс-перчатки. Они преобразуют движения рук и пальцев в электрические сигналы, понятные компьютеру. Это означает, что носорог заметит ваши манипуляции, и, если они будут достаточно выразительными, животное может ретироваться.

Разумеется, такая перчатка создавалась не для забавы. Она позволяет общаться с машиной жестами. Нужно просто указать на интересующий вас объект компьютерной картинки, и электронный партнер будет знать, на чем остановлен выбор. Жестом можно попросить машину приблизить тот или иной предмет, повернуть его и даже разделить на части.

Как же устроены чудо-перчатки? Между двумя слоями ткани находятся тонкие световодные нити, которые обвивают каждый палец, а концами уходят в специальную плату, вшитую в область запястья. На концах волокон — светоизлучаю-щие диоды и фототранзисторы, преобразующие световые сигналы в электрические. Сгибая палец, человек сгибает и световод, изменяя энергию импульса, так как часть света уходит наружу. Это улавливает фотоэлемент — как говорилось, он вырабатывает электрический сигнал, понятный компьютеру.

Но вернемся к нашему носорогу. Он уже в нескольких метрах от участника игры. Нужно немедля переходить к действенной защите. Хватайте первое, что попадается на глаза, например, палку (авторы программы услужливо подложили ее в кадр). Нагнувшись, но не отрывая взгляда от носорога, пытаемся нащупать орудие. Хотя в действительности никакой палки, конечно, нет и в помине, вам все-таки удается обхватить твердый круглый предмет. В перчатку вмонтированы устройства, которые надавливают на кончики пальцев в тот момент, когда компьютер сочтет, что вы коснулись дере-

«Иллюзию хватания» создает и жесткая Т-образная конструкция, соединенная с туго натянутыми тросиками, приводящими в движение сервомоторы. Манипуляции джой-стрингом улавливает компьютер. Считывая информацию, он подает сигналы углового положения, генерируя обратную силовую связь с помощью сервомоторов. Размахивая несуществующей электронной палкой, вы почувствуете в руках тяжесть, а если решитесь все же пустить ее в ход, то она как бы натолкнется на препятствие. Изображение на экране дополнится силовыми и так называемыми тактильными (осязательными) ощущениями руки в перчатке.

В будущем может быть создан и особый скафандр, он еще более упростит контакт между человеком и ЭВМ. Перспективы, которые в связи с этим открываются, пока трудно даже предугадать. Во всяком случае, многое из того, что станет возможным благодаря усовершенствованию взаимодействия человека с машиной, писателям-фантастам, что называется, и не снилось.

(По материалам зарубежной

5