Дом 2011-01, страница 38Рокарий-скала сооружён у водопада бассейна, растения высажены в карманы. будут смотреться на склонах или террасах, но выложенные на ровной поверхности они будут диссонировать с окружающим ландшафтом и требовать дополнительного оправдания своего существования. В подобных случаях высотный ро-карий «отодвигают» на периферию участка (чтобы создать большую перспективу) и сооружают на фоне стены или зелёной изгороди. В последнее время в ландшафтном дизайне популярны террасы и подпорные стенки. Соорудить на плоском участке террасный рокарий поможет использование оптических эффектов, «обманывающих» наше зрение. Например, каменные стенки, которые являются обязательным элементом типичного террасного рокария, устанавливают не вертикально, а немного наклоняют внутрь — в сторону от наблюдателя. Грунт на таких «террасах» засыпают и планируют тоже наклонно—приподни- Небольшой двухуровневый рокарий, сооружённый для декорирования лестницы. мают в передней части и «сводят на нет» сзади. В результате образуются «ступени террас», поверхность которых не попадает в поле зрения наблюдателя, что и создает впечатление, что они имеют большую высоту. Несомненно, при воссоздании на садовом участке уголка живой природы садовод стремится избежать излишней симметрии. Но глаз человека устроен так, что чрезмерная асимметрия воспринимается как отсутствие гармонии. Поэтому даже при оформлении участка в «природном стиле», при котором, казалось бы, всё должно быть посажено случайным образом и абы как, на самом деле необходимо чётко соблюдать соответствие размеров, форм и окраски всех элементов: зданий, ограждений, деревьев, кустов, полян (газонов), дорожек и т.п. Это же относится и к композиции рокария, которая также должна быть сбалансирована как по размерам, так и по окраске составляющих её элементов. Для правильного композиционного решения рокария садоводу следует определить основной сектор его обзора или при круговом обзоре — основной акцентный пункт. Глаз человека всегда стремится выделить в наблюдаемом объекте ось симметрии и именно на этой оси следует расположить основной акцент композиции. Например, крупный валун, размещённый в центре, больше всего привлекает внимание и играет роль акцентной точки. При смещении его к одному из краёв композиции взгляд наблюдателя невольно будет смещаться в сторону этой точки и рокарий будет восприниматься однобоко. Для обеспечения равновесности и «перетягивания» взгляда к центру этот валун должен быть «сбалансирован» другим элементом — камнем, кустом, статуей и т.п., расположенным более-менее симметрично относительно центральной оси рокария. То же можно сказать и о цветовых пятнах. Светлые и яркие каменные элементы, растения со светлой и пятнистой листвой, обильно цветущие растения кажутся более крупными, а растения с тёмно-зелёной листвой или тёмные и чёрные камни — меньше своих размеров. При сочетании контрастирующих светлых и тёмных окрасок создаётся впечатление различной удалённости близких элементов композиции, что можно использовать для визуального увеличения объекта. При возможности обзора рокария лишь с одной стороны следует учесть фон композиции — будет ли это стена дома, забор, листва кустов или деревьев, газон. Если имеющийся «фон» — нежелателен, его закрывают зелёной изгородью, шпалерами или ширмами. При одностороннем обзоре самые высокие каменные и растительные элементы размещают на заднем плане, при круговом обзоре — в центре. В террасном рокарии растения, 38 («Дом» 1/2011 |