Юный техник - для умелых рук 1983-03, страница 14Xo.sfmu в Ятле В старину свечи отливали в так называемых «пейках» — формах, изготовленных из олова или жести Белорусские крестьяне применяли формы из дерева и древесной коры. Сибиряки же в качестве форм для литья свечей использовали полые стебли местных зонтичных растзний: дягиля и борщевикэ. Стебли э~их растегий срезали осенью, когда наземные части их уже отмирали. Украинские крестьяне применяли для тех же целей полые стебли болиголова. Свечи лили из сала или натурального пчелиного воска Сейчас вместо натурального воска используют парлшин или церезин. Эти воскопсдобные вещества называют минеральным воском. Для отлиьки фигурных свечей вы можете воспользоваться хозяйственными парафиновыми свечами, огарками использованных свечей. Свечи отливают в металлических, деревянных или гипсовых формах. Металл (сталь, латунь, жесть) применяют, е^ли нужно отлить свечу в виде цилиндра, конуса, пирамиды или призмы. В^тренние повеохности металлических форм нужно хорошо отполировать. Только в этом случае готовые свечи будут легко извлекаться из формы, а их поверхность станет ровной, с мато-сым блеском. Крепят металлические формы на деревянных подставка/ Изготовление свежей в металлических формах показано на рисунках а — г. Но возможности металлических форм ограничены, только в гипсовых формах можно выполнить восксвую отливку сложной конфигурации. Гипсовую форму изготавливают по пластилиновой, глиняной или деревянной модели, которая представляет собой точную копию будущей отливки Предположим, что вы решили воспользоваться деревянной моделью Подберите для нее хорошо просушенную, однородную и бэз ярко выраженных годичных слоев древесину. Для модели годятся липа, бук, береза, осина, ольха. Если вы будете вытачивать модель на токарном станке, сразу отшлифуйте ее наждачной бумагой. Релв-ефы на ней вырезают ножом-косяком, прямыми и полукруглыми стамесками, кгюксфзами. В зависимости от рисунка рельефа, его величины и конфигурации выбирается порода древесины. Если на модели предполагается нанести рельеф с крупными деталями, то для нее используют мягкую древесину липы, осины или ольхи Для мелких рельефов с тонкой проработкой дзталей пригодны только твердая и однородная древесина: береза, бук и до Готовую модель нужно сделать вла гостойкой. Нагрев модель иад огнем, несколько раз пропитайте ее горячей олифой Примерно через сутки можно покрыть ее шеллачным лаком. (Вместо шеллачного лака можно использовать масляный и нитроцеллюлозны-, лак.) В торец модели ввинтите небольшой шуруп, прикрутите к нему проволоку, свободный конец проволоки согните крючком. Налейте лак в стеклянную банку и опустите в него модель. Лак должен легко стекать с модели. (Густой ла;< разводят растворителем.) Выньте модель из лака и повесьте над банкой, чтобы лишний лак мог стекать в нее Высохший лак покроет модель тонкой строчной пленкой. Еще раз окуните модель в гак, дайте ему просохнуть. Операцию эту повторяют до тех пор, пока поверхность мэдели не станет ровной и блестящей. ©орму для отливки изготавливают в опоке — коробочке с четырьмя стенками и дном (рис. 1). Две торцевые стенки соединены с дном наглухо шипами и клеем. По краям в них проделаны газы для тонких боковых стенок из оргстекла или пластмассы, (Можио также использовать пропитанную олифой тонкую фанеру или картон.) ha одной из торцевых стенок укрепите шурупом модель, вставьте в пазы боковые стенки, затем смажьте модепь и внутренние части опоки разъединительной смазкой или вазелином — высохший после формовки гипс не прилипнет к модели и стенкам опоки. Смазку можно приготовить из двух весовых час;ей стеарина, расплавленных на водяной бане, и пяти весовых частей керосина Смесь тщательно размешивают до образования однородной массы. Смьз-ку наносят на модель и стенки опоки кистью или тряпичным тампоном. Закончив с моделью и опокой, можно приступать к приготовлению гипсового растзора. Его желательно разводить в резиновой или пластмассовой эластичной посуде Из такой емкости засохший гипс легко удаляется, стоит лишь нажать на ее стенку Нслейте в емкость, или, как еще гояорят, гипсов-ку, чистую воду комнатной температуры и начинайте медленно, постоянно помештая, насыпать в нее гипс, пока не получится густой раствор Гипсовый раствор быстоо схватывается, поэтому, помешав раствор примерно 1,5—2 минуты, залейте его в опоку. Причем тек, чтобы он заполнил опоку только наполовину (рис. 2) При этом в гипсе окажется нижняя половина модели. Примерно через 8—10 минут гипс затвердеет, но не окончательно, его еще можно обрабатывать режущими инструментами. Воспользуйтесь этим и кончиком скальпеля вырежьте по углам гипсовой половинки три-четыре конических углубления. При заливке второй половинки формы эти углубления заполняются гипсом и на вер/ней г.оювинке формы образуются выступы. Получится своеобразный замок, позволяющий точьо соединять обе половинки Образовавшиеся крошки стрях^те широкой кистью. Теперь смажьтэ верхнюю половинку формы разъединительной смазкой. Снова приготовьте необходимое количество раствора: его потребуется примерно столько же, сколько вы использовали при заливке нижней половинки формы. Залейте опоку доверху {рис. 3) и примерно через 20 миьут, когда гипс полностью затвердеет, разберите опоку, разъедините форму, освободите ее от деревянной модели (рис. 4) Если форма задуманной вами свечи не очень сложная и нужно сделать всего две три отливки, то может е не укреплять внутреннюю полость гипсовой формы Но пиред заливкой ее нужно обязательно насытить водой. Тогда восковая отливка б/дет легко о-деляться от уьлажненной формы Если же вы решили сделать много свечей, то пои-дется покрыть внутреннюю часть формы несколькими слоями нат/ральной олифы Гипс сразу же впитает в себя первый слой олифы, Покройте форму еще двумя-тремя слоями олифы, пока на поверхности i ипса не появится устойчивый мягкий блеск. Олифа затвердевает в течение суток. Загрунтованные поверхности формы покройте несколькими слоями лака — они станут гладкими и еще более блестящими. Теперь сосковая отливка будет легко отделяться от гипсовой формы, Перед запивкой расплавленного воска вставьте в форму фитиль: один конец укропите на прутикь, другой завяжите узлом. Лучше всего использовать для него толстую льняную или конопляную нить, но можно обойтись и катушечными хлопчатобумажными нитками, свив вместе в зависимости от толщины свечи 8—-16 нитей. Половинки формы свяжите веревкой (рис, 5). Как искусственный, 1ак и натуральный воск плавится при относительно невысокой температуре, например, в горячей воде, доведенной до кипения. Поэтому для плавления воска применяют обычную клееварку (рис. Щ. Воск расплавляют в ковшике, опущенном в посудину с кипящей водой Запомните; воск нельзя плазить на открытом огне. Во-первых, свойства его от этого ухудшаются, во-вторых, он может загореться. н |