Юный техник 1976-12, страница 68ботанные из неброской липовой или еловой древесины, вряд ли смогли бы надолго привлечь наше внимание, есои бы искусные руки мастерл-резЧика не украсили их изящной резьбой, способной соперничать с тончайшими кружевами. Прикосновение резца к древесине превращало солоницы, чаши ковши, прялки, вальки, скамьи, сани, дуги, архитектурные элементы избы в высокохудожественные произведения декоративно-прикладного искусства. Лучшим материалом для резьбы считается мягкая древесина Лиственнь х пород — липы, оль- Детали украшения окна. Нижегородская губерния, вторая половина XIX века. Слева — прорезная ажурная резьба справа — резьба с вь бранным фоном хи и осины. Она однородная, плотная и прекрасно режется. На ней можно выполнять тончайшие порезки, не опасаясь скал I-еания вдоль волокон. Высохшая древесина этих деревьев становится прочной и не коробится. Классический материал для резьбы — липа Из нее режут объемные игрушки и скульптуру. Недаром лила издавна была излюбленным материалом не только у резчиков, но и у токарей по дереву Нередко токари на своих станках точили из липы различные сосуды, а резчики наносили на них резьбу. Своеобразна текстура ольхи, она имеет мягкий красноватый оттенок — цвет редкий для деревьев средней поло ы. У осины самая белая древесина и эту белизну изделия сохраняют много лет. Устойчивая против гниения, легкая и прочная, ссина прекрасно обрабатывается. В старину делали из нее дранку для крыш, срубы колодцев и различную кухонную утварь. Серебристо-серая древесина березы более плотная и прочная, чем липы, ольхи и осины, поэтому обрабатывать ее несколько сложнее, Но зато она наиболее подходит для выполнения тонкой резьбы, так как режется без сколов одинаково во всех направлениях. Миниатюрную резьбу вь полня-ют на древесине самшита, груши, яблони и клена. Древесина этих деревьев по плотности и твердо сти приближается « слоновой кости. На древесине хвойных пород можно вь полня гь только резьбу с крупными элементами, потому 66 |