Юный Натуралист 1981-09, страница 29

Юный Натуралист 1981-09, страница 29

28

привыкли к такой перестановке, будто их перевезли на самолете из Европы в Юго-Восточную Азию или, скажем, в Южную Америку, изменив часовой пбяс.

В большинстве зоопарков мира ночные животные — такие, как летучие мыши, лемуры, галаго, лори, виверры,— днем спят в обычных клетках, и посетители их практически не видят. Дом Гржимека позволяет наблюдать активную жизнь ночных млекопитающих Летучие мыши на виду у посетителей летйют, виверры Ьхотятся, активно ведут себя гиены, маленькие лисички фенеки, зайцы и ежи.

Здесь содержат животных 10 отрядов. Среди них немало редких: утконос, агути, трубкозуб, много ночных птиц. В доме можно увидеть новозеландскую бескрылую птицу киви или редчайшую обезьянку золотистую львиного-ловку, которых, по данным ученых, осталось в лесах Бразилии всего-то около двухсот.

Идя полутемным коридором дома, как на экране огромных цветных телевизоров с объемным изображением, можно наблюдать редчайшие сцены жизни живых редкостей.

Этот уникальный дом назван именем известного зоолога профессора Бернгарда Гржимека, который долгие годы был директором Франкфуртского зоопарка. О деятельности Гржимека в нашем журнале (№ 9 за 1979 год) был опубликован очерк «Брем XX века». Профессора так стали называть после выхода в свет его 16-томного труда «Энциклопедия животного мира».

Будучи директором зоопарка, Гржимек вел активную борьбу за охрану природы. Борьба эта не всегда была успешной, но профессор и его соратники не сложили оружия. Вот что по этому поводу сказал однажды сам Гржимек: «Одно время я занимал пост федерального уполномоченного по вопросам охраны окружающей среды. Но ушел в отставку, сочтя, что не имею морального права обманывать общественность. Несмотря на звучный титул, эта должность давала мне возможность бороться лишь с мелкими браконьерами; но преодолеть хищническое отношение к природе со стороны промышленных кругов оказалось невозможным! Это не значит, что я сдался и прекратил борьбу. Возглавляю сейчас в ФРГ Общество защиты природы; оно объединяет два миллиона человек. В кассу общества поступают пожертвования от многих сотен тысяч граждан ФРГ. Эти средства мы используем целиком на создание заповедников и питомников».

Призывая к охране фауны, Гржимек подчеркивает, что технический прогресс часто оборачивается для животного мира страшным бедствием. От загрязнения химическими отбросами водоемов гибнет не только рыба, но и множество зверей, живущих по их берегам. Важно довести до сознания всех, желательно с самого раннего детства, что, обедняя животный мир, мы обкрадываем себя.

Поэтому в зоопарке активно ведется просветительская работа среди школьников Еже

годно более 160 тысяч учащихся дополняют школьные уроки биологии занятиями в зоопарке, Недаром его называют «самой большой школой» в земле Гессен (одна из 10 территорий административного деления ФРГ). В зоопарке можно просмотреть документальные и игровые фильмы, посвященные охране природы, послушать записанные на пленку голоса птиц, звуки леса, реки. Познакомиться с имеющимися в вольерах видами животных, внесенных в Красную книгу, а о те> которых нет в зоопарке, найти сведени! в литературе. Кроме этого, здесь есть детскау площадка с осликами и пони и «детский сад», где сотрудники выкармливают брошенных родителями детенышей обезьян. Им дают специальное «детское питание», и посетители могут наблюдать через широкие окна, как их кормят и укладывают спать.

Я сам видел, как в одном помещении пожилой сотрудник открыл вольер и ласково поприветствовал пустынного дракона — варана,— тихонько поглаживая его по боку. «Гутен морген»,— нараспев сказал сотрудник. Варан открыл пасть — и получил свое варанье лакомство.

Наверное, поначалу для детей такие сцены— забава. Но мне припомнился девиз замечательного русского дрессировщика, ученого и литератора Владимира Леонидовича Дурова: «Забавляя, поучай!»

Пожалуй, его можно в равной степени отнести к практике всех современных зоопарков.

Во Франкфуртском зоопарке есть для ребят разные забавы. Одна из них у меня лично вызвала смутную тревогу. В стеклянном ящике лежало чучело, сделанное из настоящей гремучей змеи Оно почему-то особенно притягивало детей. Выяснилось, что рядом с ящиком была кнопка. Нажмешь — и погремушка на хвосте змеи загремит. При мне она «гремела» раз двадцать. Одного гз мальчишек, игравшего «змеей», я сфотогр. .шровал. Трудно предугадать, какими чертами отзовется в характере ребенка такая игра.

Мне посчастливилось побывать во многих наших, а также ряде зарубежных зоопарков и разного рода зверинцах. Так что есть с чем сравнивать. Идеального зоопарка нет. Да, пожалуй, и не может быть. Так же, как нет двух одинаковых зоопарков. А к ним всем ныне предъявляются очень высокие требования: просвещение, научно-исследовательская работа, охрана природы. И все же рядовой посетитель дает первую оценку, как правило, качеству экспозиции. Хороши ли внешне животные? Интересны ли условия их демонстрации (то есть те же пруды, аквариумы, острова, вольеры, скалы, джунгли)? Массовый посетитель обычно ищет в зоопарке экзотику. А значит, ему подай разнообразие видов и ландшафтов в экспозиции.

Надо сказать, что при всей поверхностности и даже капризности подобного подхода он