Костёр 1986-09, страница 40

Костёр 1986-09, страница 40

три куска, которые приладил к плоту... Теперь плот был достаточно крепок и мог выдержать порядочную тяжесть».

Грузоподъемность. Это лишь одна из многих характеристик судна. Робинзон надеялся переправить все грузы на берег в спокойную погоду. От танкера, который мы строим, естественно требовать более надежных мореходных качеств — остойчивости (или способности не опрокидываться), непотопляемости, управляемости.

Наши конструкторы решают, что взять от старых образцов танкеров, а что надо «подработать» или заново создавать. Определяют форму или обводы будущего корабля. Потом в мастерских строится уменьшенная парафиновая модель. И в специальном бассейне начинаются испытания мореходных качеств: при разных скоростях, с грузом и без груза, на волне и т. д. И вот тут-то нам не обойтись без ЭВМ, которая обобщит результаты опытов, а потом выдаст и рекомендации. Например, предложит нам изменить форму носовой части, чтобы уменьшить сопротивление воды.

Не обойтись и без чертежного автомата, подключенного к вычислительной машине. На его гладком, размером с бильярдный, столе расправлен лист белого ватмана. Компьютер подает устройству команды. В ответ механическая «рука», сжимающая пишущее перо, начинает быстро сновать над чистой поверхностью. Вот уже возникли очертания корпуса, вот появились отсеки. Вот, наконец, вся «скатерть» покрывается вязью значков, стрелок, обозначений. Прежде такие чертежи выполнялись

конструкторами вручную. Стой целый день за высоченным кульманом, что-то на ходу додумывай, меняй. Ошибся — бери бритву, резинку, стирай...

А машина рисует без помарок, без ошибок, сразу тушью, да еще в несколько цветов!

Плоту Робинзона нужно было всего лишь весло для управления им.

На корабле Одиссея «Арго»

высокие мачты несли паруса, руль помогал держать курс, в трюмах стояли бочки с водой и провизией. На современном танкере «начинка» значительно разнообразнее.

Как поступал герой Даниэля Дефо? «Когда мне нужна была доска, я должен был срубить дерево, очистить ствол от

ветвей и... обтесывать с обеих

%

сторон до тех пор, пока он не приобретал необходимую форму. Правда, при таком методе из целого дерева выходила только одна доска... Но мое время и мой труд стоили недорого, и потому не все ли было равно, куда и на что они пошли!»

Конструкторам танкера не «все равно», поскольку такая расточительность не по карману государству. Для выбора кратчайших трасс трубопроводов и кабелей, которых на корабле многие и многие километры, применяются сложные математические методы. Расчеты по ним практически не под силу человеку, столь громоздки и объемны вычисления. И вновь мы обращаемся за помощью к ЭВМ, которая справляется с этой задачей сравнительно быстро. Когда лучшие маршруты трасс ею определены, очередь вновь за знакомым нам графопостроителем.

Систем, оборудования, нужных на танкере, немало. Для каждой системы до начала разработки определяют ее будущие параметры и характеристики. Конечно, новое судно создается не на голом месте. Можно использовать и старые конструктивные решения.

Робинзон, мечтая покинуть, наконец, остров Отчаяния, решил выдолбить из огромного кедра лодку по образцу индейских пирог.

Наш же танкер должен превзойти своих предшественников. Грузоподъемность мы увеличили. Значит, надо повышать мощность энергетической установки.

Как управлялся Робинзон со своим плотом? Греб веслом, «отталкиваясь» им от воды, упираясь в нее. На танкере

роль весел выполняют гребные винты. Надо заставить вращаться их с нужной скоростью, управлять ими. Насколько это сложно, видно хотя бы из перечисления оборудования, работающего с этой целью. Здесь и паровой котел, и паровые турбины, и уже упоминавшиеся трубопроводы, и валопро-воды, состоящие из нескольких валов, которые передают вращение от двигателя к гребным винтам.

Каждый такой агрегат требует «привязки» его к месту расположения, сложных прочностных расчетов и т. д. К примеру, спроектируй вал тоньше необходимого — он лопнет от нагрузки, задай диаметр «с запасом» — лишняя тяжесть, трата энергии и металла.

Заменить конструктора при выполнении громоздких вычислительных операций, дать ему возможность заниматься более творческой работой оказывается способна ЭВМ. Вот дошла очередь до винтов. Инженер-разработчик садится к дисплею и «заказывает» из памяти компьютера описания гребных винтов, применяемых в практике судостроения. В ответ перечисляются по порядку типы винтов — цельнолитые, со съемными или поворотными лопастями, двух- и че-тырехлопастные. Тут же, на экране, можно справиться об их характеристиках, о применяемых для изготовления винтов материалах. Память ЭВМ хранит массу полезных конструктору сведений.

Когда проектировщику удается найти тип винта, который примерно удовлетворяет техническому заданию, он дает машине, опять через пульт дисплея, новую команду. Наступает черед программ расчета, способных так «подогнать» геометрические размеры будущего винта, чтобы полностью удовлетворить установленным ранее требованиям по прочности и гидродинамике. Доведенную до . нужных кондиций конструкцию уже готов вычертить известный нам автомат.

Приходит время, когда про-

35