Техника - молодёжи 1940-12, страница 22

Техника - молодёжи 1940-12, страница 22

В первом сборочном цехе «Красного пролетария», одного из старейших заводов столицы, широко известного всей стране, нет человека, который бы не знал молодого стахановца слесаря-сборщика Ивана Тимофеевича Билибина.

Нужен практический совет — Иван Тимофеевич всегда готов поделиться своим опытом. Требуется притти на помощь — золотые руки Билибина справятся с любой задачей.

Вот происходят испытание и наладка новенького, только что собранного станка. Он стоит, сверкая своими отшлифованными частями, и, повинуясь рукам наладчика, выполняет все требуемые от него операции. Но индикатор, приложенный к станку, обнаруживает смещение ходового винта от нормального положения на три сотых миллиметра. Между тем от ходового винта зависит точность резьбы, которую будут производить на этом станке. Допустимое смещение ходового винта не должно превышать одной сотой миллиметра. Такие высокие требования предъявляются к первоклассным советским станкам «ДИП».

Но как исправить станок? Где зарыта собака? В чем причина отклонения ходового винта от нормального положения? Не так просто ответить на этот вопрос.

Иван Тимофеевич Билибин приступает к делу уверенно. Он досконально изучил станок, знает все его повадки, «капризы», которые бывают у некоторых деталей при сборке. Молодой слесарь методично исследует ходовой винт и связанные с ним детали. Быть может, где-нибудь нарушена строгая перпендикулярность осей или поверхность, которая должна быть абсолютно плоской, имеет неуловимую неровность.

И вот наконец дефект обнаружен: прижимное кольцо имеет не вполне плоско-параллельные стороны. Тонкий кружок металла заменяется другим, на вид совершенно таким же, — и ходовой винт становится в нужное положение. Наметанный глаз слесаря и инструмент, которым было тщательно промерено кольцо, открыли геометрическую неточность в этой, казалось бы второстепенной, детали станка. Но в станке нет второстепенных деталей. Металлорежущие станки должны изготовляться и собираться скрупулезно и тщательно, как хорошие часы.

Изучая на практике станки, молодой слесарь не забывал и об углублении своих теоретических познаний. На советском предприятии для этого всегда есть возможности. Продолжая работать в цехе, Иван Билибин окончил курсы мастеров социалистического труда, организованные при заводе.

Теперь он познакомился с металлом уже гораздо ближе: заглянул внутрь металла, в его кристаллическую структуру. Билибин узнал, каким образом структура стали связана с ее свойствами. Марки сталей — условные буквы и цифры, которыми обозначается тот или иной сорт металла — стали для него открытой книгой. С каждой маркой у Билибина ныне связано представление о конкретном металле и его свойствах. «ХН» — это хромоникелевая сталь, обладающая весьма высокими качествами и применяемая для самых ответственных изделий. Сталь «40» — ходовой металл, из которого обычно изготовляются шестерни, болты и другие стандартные детали. Молодой слесарь расширил круг знакомств и с существующими типами станков.

Иван Тимофеевич стал в своей специальности настоящим профессором, как его называют иногда в шутку товарищи. Своими руками он может собрать до последнего вин тика любой станок. Нет такой операции, с которой не справился бы слесарь-универсал.

Но, не ограничиваясь сборкой деталей, Билибин часто задумывается и над Их конструкцией. Вот он подготавливает к сборке все тот же конус Нортона. Эта существенная часть токарно-винторезного станка устроена весьма сложно. На валик насажена специальная втулка-шестерня, а уже на ней запрессован целый набор рабочих шестерен разного диаметра. Нельзя ли упростить конструкцию конуса?

Основательно поразмыслив над этим вопросом, Билибин внес оригинальное предложение. Он считал, что втулка-шестерня, эта промежуточная деталь, причиняющая столько хлопот при монтаже станка, не является обязательной. Без нее можно обойтись, если сделать валик с особыми прорезями — шлицами — и прямо на этот валик надевать шли-цевые же шестерни. Идея Билибина встретила одобрение у конструкторов и проведена в жизнь. Завод экономит сейчас на каждом конусе Нортона 2 килограмма металла, которые шли на втулку-шестерню. А сборка детали значительно удешевилась.

Талантливый слесарь дал немало других рационализаторских предложений. Незначительно изменив конструкцию однородных деталей от разных станков, он добился их унификации. Раньше к станку «26» и «ДИП-300» изготовлялись индивидуальные проставки (цилиндрические детали, надевающиеся на валики). Теперь один и тот же про-ставок подходит к любому станку. Это гораздо удобнее с точки зрения организации производства. Упрощается и смена износившейся детали.

Билибин же предложил заменшь во втулках дорогую бронзу ан» фрикционным чугуном, что позволь ло заводу сократить расход цветни металлов.

В студии художника, в конструкторском бюро, в цехе у слесарной верстака — всюду от советских людей требуется творческая работа. Станки «ДИП», выпускаемые «Крас? ным пролетарием», являются плодов работы всего коллектива завода" Иван Тимофеевич Билибин вкладывает в эти станки частицу своего мозга, свою творческую мысль, своя конструкторские идеи. /

Воспитанник ленинско-сталшкю го комсомола, молодой слесарь Би< либин стал подлинным мастером с(н циалистического труда. В 1939 г. он получил от наркома тяжелого машиностроения аттестат отличника социалистического производства. Правительство наградило рабочего-рацио;-нализатора медалью «За трудовое отличие». На заводе за Билибиным установилась репутация человека, неустанно идущего вперед.

И сейчас Иван Тимофеевич Билибин не собирается останавливаться на достигнутом. «Профессор слесарных наук», у которого повседневно учатся на работе товарищи, сам тоже продолжает учиться. Он поступил в этом году в организованный при заводе техникум, где заникае|й| через день, без отрыва от производства.

Способного рабочего тянет к конструкторской работе. А богатый производственный опыт и проникновенное понимание «характера» каждой детали станка создают Били-бину ценный для конструктора ба-гаме. Он думает стать техником-кои-структором.

С теплым чувством вспоминае! Билибин первый свой станох «ТН-15», который он монтировал самостоятельно, оканчивая школу1 фабрично-заводского ученичества. С тех пор через его руки проще-немало "станков, с каждым годом все более сложных и .точных. Но первый станок, самостоятельно собранный, как и первый день учебы, запоминается на всю жизнь.

Ныне на месте школы ФЗУ, в ко- j торой обучался когда-то Иван Тимофеевич, открыто ремесленное' училище. Условия' учебы значитель-но улучшены, ученики обеспечи-.г ваются питанием, получают форменную одежду. Вместо 85 человек, которых прежде готовила школа;-ФЗУ, ремесленное училище приняло в свои стены 600 молодых ребят,. Сотни будущих Билибиных, квалифицированных рабочих, творцов советских станков, даст стране учили---ще.

А сам Иван Тимофеевич работает;, теперь мастером-инструктором в этом училище.

20