Техника - молодёжи 1948-01, страница 16

Техника - молодёжи 1948-01, страница 16

корпусов, укатка и асфальтирование подъездных путей. Это был конец первой пятилетку Молодела и .расцветала наша промышленность. Новым авиационным, машиностроительным, тракторным, авто-мобишьным и другим предприятиям 'понадобились в изобилии инструмент, абразивы, /приборы. До революции их ввозили из-за границы. Советские люди не пожелали Златить золотом иностранным капиталистам за калибры и микрометры. Если научились сами делать самолеты и станки, блюминги и турбины — значит, оправимся и с инструментом. . Комсомолец Николай Российский верил в это, когда стоял подручным у каменщика и помогал кладке последних стен, когда участвовал в расстановке оборудования. Он с радостью пошел учиться в только что открытое заводское училище, чтобы стать токарем на участке, которого «пока еще не было. Но все знали, что участок «этот, как и все другие, обязательно будет освоен раньше срока, что совсем скоро появятся всюду изящные изделия с новой московской маркой «Калибр».

Конечно, в те -годы Николаю Российскому не приходило «на ум, что именно ему (придется участвовать в производственном соревновании двух миров, что в единоборстве со знаменитыми американскими фирмами «Браун и Шарп», «Старет», с немецкими заводами «Цейс» и «Рейникер» победит его родной завод «Калибр». История инструментальной промышленности всего мира не знает подобного опыта массового производства микрометров. Ни одна из вышеназванных фирм не пыталась даже выпускать в месяц иг (Пятой доли этих высокоточных мерительных приборов.

Ivik же удалось на «Калибре» значительно опередить иностранное производство?

В середине 1946 года -цех микрометров выпускал до полутора тысяч .приборов в месяц. Цех работал с перебоями, часто находился в «прорыве», страдал многими болезмями, в которых руководитель цеха не смог разобраться.

Ему казалась непосильной программа. Когда из министерства потребовали резкого повышения выпуоюа, начцеха стал возражать.

— 'Микрометр, — сказал он директору,—штука хитрая, точная... Его нельзя печь, как блин, не то выйдет комом. Да и цех не пекарня...

— "А нам, представьте, нужен пекарь-аптекарь, — шутя ответил директор и, разъясняя свою мысль, добавил: — Точность аптекарская, а выпуск, как в хорошей пекарне.

И вот в цехе новые руководители. Их «е смутили цеховые болезни. Они решили лечить «больной» цех радикальными', быстро действующими средствами. Началась смелая и решительная перестройка. Раньше других за нее взялся Российский, Он много раз, буквально следом, ходил за деталями микрометра. Детали скитались .по |Цеху в сложном лабиринте разных станков и прессов и часто уже на заключительной, чистовой операции теряли необходимую точность, оказывались негодными к выпуску.

«Эти тупик» и переулки из станков нуждаются в реконструкции, — подумал Российский. — Почему бы не выровнять их, не сделать одну прямую, как стрела, улицу станков?» Он поделился своими планами с технологом, составил с его помощью схему (поточной обработки деталей.

Директор одобрил инициативу Российского. Дела мастер а-новатор а соответствовали планам Министерства станкостроения. Еще в 1944 году контора «Станкопрома» разработала план перевода на щоточное производство штанген-

II

Обточка микровинта микрометра производилась по копиру в 2 диамет-ра на токарно-гидравлическом полу* автомате. Последующая нарезка двух канавок на винте осуществлялась на токарном станке. Теперь на токарно-гидравлическом полуавтомате введен дополнительный узел с двумя резцами, прорезывающими сразу обе канавки в разных концах микровинта. Это оригинальное приспособление сократило обработку 240 деталей на 4 часа (за одну смену). Освободились токарь и токарный станок.

циркулей и микрометров. План долго не претворялся в жизнь. Находились вся-кие отговорки, доводы, ссылки на военное время, на недостаток дополнительного оборудования и прочее. Но война окончилась. Новая пятилетка продиктовала насущную необходимость новых темпов и методов.

— Позвольте, — пытались еще роптать некоторые «знатоки'» из заводоуправления, — где же это слыхано,, чтобы микрометры выпускались потоком? Это ведь не автомобили... Даже не (паровозы..* Да

Фрезеровка зуба трещотки микрометра производилась на горизонтально-фрезерном станке с ручной подачей стола. Нарезка 20 зубов трещотки занимала 4,8 минуты. Станком управлял высококвалифицированный фрезеровщик, успевавший фрезеровать

за день до 100 трещоток. Мастер Киселев предложил приспособление, которое сделало автоматическим движение стола и делительной головки. Теперь сама делительная головка ведет отсчет фрезеруемых зубов. Фрезеровка всех зубов одной трещотки сократилась до 1,5 минуты. Производит ее фрезеровщик-ученик, успевающий за 8 часов обработать 350 деталей.

к.как вы поставите в одну линию высокоточные станки с токарными и» грубооб-дирочными? Последние громыхают, а первые живут в тепличных условиях, предохраняются от всяких сотрясений, стоят на- 'изолированных от «всего остального фундаментах, дышат «чистым воздухом», без единой пылинки...

— Не справитесь с перестройкой,— твердили консерваторы. — Мы побывали на лучших зарубежных заводах, но нигде такого не видели...

— Что ж,—ответил им Николай Российский,— у Цейса не видели, так у нас увидите. Здесь действуют коллективом!

Партийная организация поддержала Российского, пришли на помощь и комсомольцы. Решено было всю перестановку станков осуществить на ходу. Это оказалось не только превращением тупиков и переулков в одну магистраль станков, где двигаться деталям удобно к просторно. Установление потока Российский связал с предельной рационализацией, совершенствованием каждого технологического процесса. Цех охватила творческая страда; в нее вовлекли всех: инженеров и техников, технологов и мастеров, старых,.опытных рабочих и новичков-ремесленников. Делалось все это с большой технической дерзостью, даже с риском, «о продуманным, предельно обоснованным. Существовал, например, взгляд о невозможности сохранить в потоке резьбонарезные станки, оборудование для нанесения делений и цифр-. Делительные машины работают с невидимой простому глазу скрупулезной точностью: плюс — минус две сотых миллиметра. Нарезка винта производится с допустимым отступлением от заданного размера не более чем -на один микрон. «Машины точности» заключили «в специальные стеклянные колпаки. Поставили не прямо в общую линию, а чуть отступя, словно в следующую шахматную клетку» Ряда это не нарушило, поток не сломало, а предохранило точные станки от влияния колебаний других станков. Но, конечно, и «фубых» соседей постарались «научить вежливости», добились плавного хода, с меньшим шумом, и необходимой при работе чистоплотности.

Впервые в цехе оказалось возможным перейти па многостаночное обслуживание маленьких фрезерных станков. Мастер Иван Киюелев внедрил вращающее* ся приспособление, заменившее ручную фрезеровку зубьев трещотки микрометра. Освободился один фрезеровщик, и время на обработку зубьев сократилось вдвое. Микровинт обтачивался обычно на трех токарных станках, теперь это делает один полуавтомат. Конечно, пришлось к нему добавить еще суп орт, соединенный с кареткой станка. Придумали устройство для двух резцов к увеличили, таким образом, производительность втрое. Два токаря перешли на другой участок.

Шлифовщик Василий Точилкин при перестановке оборудования «облюбовал» для своей соседки, тоже шлифовщицы, Е. Гал«актионобой станок другой системы. На прежнем станке она занималась шлифовкой пятки микрометра, выполняла по две нормы. Точилкин сумел приспособить на станке Галактионовой цанговые зажимы вместо центров. По чертежам Точил кина в два дня изготовили конуса-рейтеры, и вот уже Галактионова показывает «чудо» — шлифует ту же пятку втрое быстрее прежнего. Она дает не 100, а 300 деталей. Казалось бы, достигнут предел. Ничего подобного. Мастер Василий Казаков перенес шлифовку одного из диаметров пятки на бесцент-ровошлифовальный станок, и уже не 300, а 1 500 деталей стала делать Евдокия Галактионова.