Юный техник - для умелых рук 1984-09, страница 15ной на них пастой ГОИ. Готовый к работе резец должен резать бумагу как бритв®. Станок закрепляется на верстаке или столе с помощью шурупов или струбцин. Как и на всяком другом станке, на нем нужно научиться работать. У небольшого листа картона по линейке обрежьте косяком неровный край. При этом линейку нужно расположить так, чтобы она была перпендикулярна направлению гофр. Теперь вставьте картон в направляющий паз станочка и ведите его с некоторым усилием навстречу острию резца, постоянно следя за тем, чтобы нижний край картона при движении плотно прилегал ко дну пе-за (рис. 1—3). Но в то жэ время на нужно слишком сильно давить на картон сверку, иначе он сомнется. После нескольких проб вы сможете довольно быстро найти оптимальный режим работы, то есть определите, с какой скоростью нужно продвигать картон, с какой 'силой нажимать сверху, чтобы из станка выходила розная полоска с параллельными краями. Вырезанные детали из картона наклеивают на основу с помощью быстросохнущего клея —- латексного или ПВА. Клей на детали можно наносить щетинной кистью. В открытой посуде клей довольно быстро густеет, высыхает. Лучше использовать аптечный пластмассовый флакончик с капельницей. Смазанные клеем заготовки из картона плотно прижимают к основе на несколько секунд. Нарезанные резаком или на станочке полоски используются в основном для участков панно, имеющих прямоугольные формы. При расслаивании полосок получают новые элементы. Например, если удалить слои бумаги с двух сторон, получится заготовка, отличающаяся высокой гибкостью. Ее легко наклеить на основу панно, придав форму круга, овала, завитка или любой другой фигуры со сложными очертаниями. Картонные полоски удобно расслаивать с помощью круглого шила. Шило вставляют в одну из ячеек и продвигают вдоль полосы (рис. 1—4). Если слой бумаги отделяется плохо, его слегка смачивают водой с помощью щетинной кисти. Примерно через минуту размокшая бумага легко отделится от гофрированного слоя. Полоски разных видов разложите отдельными пучками — так удобнее будет найти нужную заготовку. Основанием панно служит кусок картона с аккуратно обрезанными краями. Руководствуясь заранее разработанным эскизом, нанесите на картон простым карандашом основные контуры композиции. Вначале в пределах намеченных контуров выполните в картоне вырезы, обнажая плоские или гофрированные 1 — последовательность вырезания элемента узора на основе: а) прореза-ние верхнего слоя бумаги, б) снятие верхнего слоя, в) смачивание бумаги во-дай, г) удаление размокшей бумаги, Й) выполнение на гофрах декоративных прорезай и варианты различных узоров;. 2 — образец ажурного панно и последовательность выполнения одного из сквозных проемов: а) прорезание картона, 6) оклеивание проема ажурной подоской. внутренние слои. Потренироваться мол* но на небольших обрезках картона, оставшихся -после раскроя. Предположим, вам нужно выполнить декоративную деталь в виде древесного листа. Нарисуйте простым карандашом контур листа с таким расчетом, чтобы его ось симметрии совпала с направлением гофр картона. Затем ножом-косяком прорежьте по контуру верхний слой картона (рис. 2—1а) и, поддев бумагу кончиком, отслоите ее (рис. 2—16). Вырезанный участок бумаги обычно легко отделяется от гофрированного слоя. Но если склейка между слоями оказалась прочной, то снимается только часть бумаги. В таких случаях оставшийся на гофрах слой бумаги нужно смочить ч.и» стой водой с помощью губки, щетинной или мочальной кисти (рис. 2—1в). Через одну-две минуты пропитанная водой бумага легко отделится от гофр (рис. 2—1 д). На нашем рисунке приведены различные варианты прорезок на гофрах, которые могут быть использованы в работе над декоративной композицией. Множество новых узоров вы можете придумать самостоятельно в процессе работы. Прорезая отдельные участки фона насквозь, можно получить ажурное панно. В этих случаях на стенки прорезей наклеивается узкая бумажная лента с гофрами или без них (рис, 2—2). На следующем этапе работы на основу наклеиваются заранее подобранные полоски. При подборе полосок нужно учитывать характер изображения. Несколько примеров. Предположим, вам нужно изобразить крышу, покрытую черепицей, щепой или лемехолл. Горизонтально приклеенные полоски ге-ф-рами вверх как нельзя лучше передадут характер подобной кровли. Полоски приклеивают параллельно на небольшом расстоянии друг от друга или же вплотную, сместив гофры относительно друг друга. Ряды бревен в деревянном строении можно имитировать горизонтально расположенными гофрами, которые наклеиваются на основу. Чтобы усилить выразительность законченного панно, фон окрашивают в темно-коричневый цает гуашью или темперой, Особенно хорошо сочетается с бурыми оттенками картона гуашь «марс коричневый». Эта краска дает глубокий темный цзет и матовую фактуру. Темный фон подчеркивает детали композиции. Завершенный еид прямоугольному, квадратному, свальному или круглому панно придает деревянная рамка. Естественная окраска древесины хорошо сочетается с цветом картона. При размещении панно е интерьере необходимо учитывать, что оно наиболее выразительно смотрится при боковом освещении, Г. ФЕДОТОВ Рксукки автора 13 |