Техника - молодёжи 1944-01, страница 15этой первой модели каждый зритель испытал в кино «Москва» хоть несколько мгновений, когда экран полностью исчезал, плоский кадр целиком становился объемным. Мы смотрели в открытое окно на живой мир. И когда этот мир заиграл красками цветного фильма, каждый говорил себе: «Это то, чего мне до сих пор не хватало. Это — новое кино». Оно имело еще недостатки. Зрителю надо было приспособляться, чтобы поймать нужные «магистрали света» и подключить к ним свои глаза. Слишком мало еще было проложено в зале этих магистралей, слишком темным еще был первый экран. Но уже голуби ворковали над нашими головами в партере, и Черное море гудело прибоем на экране уже в глуотне величественной панорамы крымских скал. Из глубины экрана волны набегали/ на публику. Иллюзия была настолько велика, что брошенный с экрана в публику букет заставлял зрителей откидываться в сторону. Объемность торжествовала. Можно было работать дальше. Работа в области советского объемного кино двинулась вперед. В лаборатории объемного кино, которая сейчас находится в Москве, мы видели модель нового экрана, которая лишена прежней особенности—проволочной сетки растра Современный стереоэкран — это гладкая, прозрачная 1Юверхность. Растр нанесен наизнанку этой поверхности и представляет собой серию вырезов из прозрачных конусных линз. За пояснениями снова придется обращаться к рисунку и чертежу. Растр из прозрачных линз составлен по тем же принципам, которые были запатентованы несколько лет назад. Но в отличие от прежнего новый экран Иванов называет «светосильным». Этот термин странно звучит в приложении к экрану. Светосильными, как мы знаем, бывают объективы, бинокли — это свойство оптической системы. Но экран Иванова и есть оптическая систем* активно участвующая в процессе создания стереоскопического эффекта. С этим новым значением экрана входят в противоречие привычные представления о нем, кал о мертвой плоскости, пассивно принимающей на себя теневую картину. Под «светосилой» экрана С. П. Иванов понимает его светортдачу. Исчезновение темных проволок растра, которые сами по себе занимали две трети рабочей площади экрана, усилило светоотдачу в несколько раз. С. П. Иванов считает, что все сделанное до сих пор было лишь первыми обнадеживающими лабораторными опытами. Только с момента создания светосильного экрана открывается путь к производственному воплощению идеи объемного кино Эксперименты со светосильным экраном обнаружили новое его свойство. Термин, Разделив изображения многогранника листком бумаги, поставленным вертикально легко обнаружить стереоскопичность восприятия рисунка обоими глазами. который характеризует это свойство, тоже непривычно звучит в применении к двухмерной плоскости. Оказывается, что экран может иметь не только светосилу, но еще и «емкость». Наполнение, если можно так выразиться, этой емкости повышает его светосилу. Под емкостью экрана изобретатели понимают его способность нагружаться изображениями, принимать на себя не два изображения, а четыре, восемь и т. д. И чем больше одинаковых пар стереоскопических изображений будет проектироваться на экран, тем ярче он будет сиять, тем легче будет распределять «магистрали света» между зрителями. Тут нет никакого фокуса, и в объяснении этого удивительного результата дело обходится без нарушения закона сохранения энергии. Количество света, которое способен отдать в зрительный зал самый светосильный экран, конечно, «и при каких условиях не может быть больше того количества света, которое посылается на экран из прожектора. Все дело в том, что в обычном кино свет экрана беспорядочно рассеивается. Он теряется в промежутках между зрителями, бесполезно поглощается стенками, потолком и пр. Новый экран заставляет свет работать производительнее. Он собирает и доставляет по назначению — в глаза зрителя — большую часть обычно теряющихся лучей. Но и это не предел. Потери света еще не исключены цели-ком*. Свет еще теряется в вертикальной плоскости вдоль «магистралей организованного света», падая'на потолок, стены и на пол. Возможность полного устранения всех световых потерь описана в новом изобре тении С. П. Иванова н А. Н. Андриевско го, которое называется «интегральны] экран». К сожалению, пока м<ы вывуждет обозначить это изобретение только алгеб рай чес ким и символами его названия. Все что о нем можно сказать, это то, что он оставаясь плоским, действует подобна параболическому зеркалу, собирая все лу чи, рисующие изображение на экране, одну точку. Отличие «интегрального экра на» от зеркала в том, что таких точек зрительном зале может быть стольк< сколько пожелают изобретатели. Можно считать, что проблема экра* для стереоскопического кино советской с стемы разработана, и теоретически н э) спериментально до конца. Использован! воех ее преимуществ потребует сдвига уже в соседних областях кинематограф] ческой техники. Надо научиться размещат на маленькой площадке кинокадра ка можно большее количество изображенш От этого зависит дальнейшее повышен! светосилы экрана. Движение вперед здес* ограничивается величиной зерна фютоэмул сии. Перед химиками возникает задача ре кого повышения так называемой разрешал щей способности эмульсии кинопленк Перед оптиками выдвигается задача пов! шения разрешающей силы объективов. Р жиссеры должны заранее продумать х* дожеЬтвенные особенности и новые вс мож кости объемного кино. Побе, советской техники в области стереоки» может быть закреплена только объедине ными усилиями науки, техники и иску ства. ВЫСОКОЧАСТОТНАЯ УСТАНОВКА .•.Шестерня заложена внутри медного витка. Рабочий нажимает кнопку. Раздается сухое щелкание контактора, и блестящая стальная поверхность шестерки темнеет. От нее начинает отделяться легкий дымок. Проходят 2—3 минуты. Боковая поверхность шестерни светит оранжевым накалом. Рабочий нажимает вторую кнопку. Из маленьких отверстий на внутренней поверхности медного витка (индуктора), в котором находится деталь, вырываются струйки закаливающей жидкости и смачивают раскаленную поверхность шестерни. Пар с шипением окутывает деталь. Через секунду рабочий вынимает из индуктора готовую шестерню, рабочая поверхность которой закалена, в то время как сердцевина ее осталась вязкой, способной выдержать толчки и удары. |