Техника - молодёжи 1970-06, страница 58

Техника - молодёжи 1970-06, страница 58

Стремительность автомобиля, большая дальность пробега по шоссе и проходимость гусеничной машины — эти качества объединяли в себе колесно-гусе-ничные танки серии БТ, — пожалуй, самые знаменитые советские танки предвоенных лет.

Еще в 20-х годах родилась идея броневой машины с комбинированным колесно-гусеничным движителем. Проблемой повышения оперативной подвижности танковых соединений при перебросках по дорогам много занимались в Англии, во Франции, в Швеции и Чехословакии. Колеса автомобильного типа устанавливали либо попарно спереди и сзади, либо по бокам машины, рядом с катками. У одних танков колеса, поднятые над землей, опускались, а корпус танка с гусеницами поднимался. У других, наоборот, опускались или поднимались гусеницы. Механика была очень сложной и громоздкой.

Совсем по другому пути пошел американский конструктор Уолтер Кристи. Он решил увеличить опорные катки до размеров автомобильных колес, а гусеницу снимать. Крутящий момент передавался с помощью шестеренчатого редуктора на заднюю пару дорожных колес. Передняя пара, как и у автомобиля, была управляемой.

Для нашей страны такие танки были весьма перспективными. Требовалось в кратчайшие сроки механизировать Красную Армию. Проектирование колесно-гусе-ничных машин в СССР началось в 1928—1929 годах. В 1930 году Советское правительство купило два экземпляра танка Кристи без башен и вооружения.

Советские конструкторы занялись совершенствованием машины, и осенью 1931 года появился БТ-2. БТ-2 нес 37-мм пушку и пулемет в башне, про-тивопульную броню (10—13 мм). Весил он 10,5 т. Экипаж состоял из трех человек. Мотор мощностью 400 л. с. сообщал танку скорость в 52 км/час на гусеницах и 72 км/час — на колесах. Запас хода составлял соответственно 200 и 300 км.

В 1933 году из заводских ворот вышел танк БТ-5. Вот его особенности: пушка калибра 45 мм, отечественный мотор, усиленные детали ходовой части, новая форма башни, коротковолновая радиостанция. Вес машины возрос до 11,5 т, скорость же и бронирование не изменились.

В результате дальнейших разработок армия получила

танк БТ-7. БТ-7 — самый известный танк в серии быстроходных машин. Он прославил себя в боях с японцами у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. В ходе последнего инцидента в июле — августе 1939 года танкам БТ пришлось проделать тяжелый марш протяженностью 750 км от ближайшей железнодорожной станции Борзя до места боев. К моменту решающей операции в составе советских войск числилось 469 машин, в основном БТ-7. У японцев были легкие танки образца «95» весом 7,4 т. Их скорость — 40 км/час, бронирование — 12 мм, вооружение — 37-мм пушка и один пулемет. Экипаж состоял из трех человек. Поединки БТ и японских танков неизменно кончались в пользу советских машин.

БТ-7 оснастили двигателем М-17Т, ранее применявшимся в авиации. Новыми были главный фрикцион и коробка передач, ленточные тормоза. На первых образцах танка стояла цилиндрическая башня. Позже ей придали коническую форму. В 1938 году инженеры модернизировали механизмы наведения пушки —-ввели стабилизацию линии прицеливания.

В 1939 году появилась модификация БТ-7М с дизель-мотором В-2. Скорость танка возросла до 62 км/час на гусеницах и до 82 км/час — на колесах, запас хода увеличился до 350 и 500 км, соответственно, а вес — до 14,6 т.

Танки серии БТ, в особенности БТ-7, вместе с легкими танками Т-26 были основными боевыми машинами Красной Армии вплоть до 1941 года и приняли участие в боях Великой Отечественной войны.

БТ-7 превосходили T-II и Т— 111 (с 37-мм пушкой) и трофейные 35-Т и 38-Т, составлявшие в момент нападения Германии на нашу страну более половины танкового парка гитлеровской армии. Они превосходили их в вооружении и маневренности.

В войне выявились недостатки БТ. В частности, колеса при езде по плохим дорогам порой буксовали, и проходимость машин при этом оказывалась ниже, чем у автомобилей. Броня БТ не могла быть сколь-нибудь серьезной защитой от огня противотанкового оружия. Тем не. менее, хотя БТ уже к началу Великой Отечественной войны оказался устаревшей боевой машиной, он «прожил», пожалуй, самую яркую жизнь из всех предвоенных отечественных танков.

56