Техника - молодёжи 1978-11, страница 63

Техника - молодёжи 1978-11, страница 63

кольчатых валов, такой же, как недавно виденный ими, но теперь валы в нем были не красные, а жемчуж-но-радужные. Над свертком валов трепетал и кружился огромный иглистый ком в внде опрокинутого конуса. Он едва касался дна свонмн белыми иглами. При каждом его повороте по валам струились переливы.

Зенин навел на трепещущий ком телескоп и повел киносъемку при наибыстрейшем вращении голографи-ческой ленты. Одновременно ои стал снижать корабль.

Вдруг сильный толчок сшнб звездолетчиков с ног, и свинцовая тяжесть придавила нх к полу. Дышагь стало трудно, руки н ноги не двигались, перед глазами поплыли круги. Гак продолжалось четверть часа. За это время северное сияние погасло, и в корабле потемнело. Теперь только звезды освещали каюту.

Когда Зепнп н Глухарев теряли уже сознание от навалившейся давящей силы, перегрузки вдруг прекратились.

Они увидели в иллюминатор Странствующую планету в виде огромного диска, радужно поблескивающего в звездном небе. Она постепенно уменьшалась, с ускорением удаляись от корабля. Зенин и Глухарев решили планету не догонять (тем бсилее что это оказалось бы нелегким делом) и вообще дальше ие лететь, а возвращаться на

Землю. Добытые сведения с лнхвой вознаграждали путешествие, и лучше было ими не рисковать. Звездолетчики определили свое местонахождение и по завершении необходимых вычислений направились к Земле. Потом онн проспали до наступления искусственного утра. И только после завтрака стали обсуждать происшедшее.

— Я полагаю, — произнес Зенин, чертя в воздухе круги, — что по тем существам...

— То есть по кольчатым валам?

— Вернее будет выразиться, по их связкам. В них, я убежден, текут круговые кинетационные токи. Они все отлично согласуются, причем взаимодействуют с кинетационными полями галактик н могут перемещать планету куда угодно. И вот с помощью своих кинетационных токов чудовища эти отбросили наш корабль в космос...

Почему же онн не сделали этого раньше?

— Ну, не совсем так просто войти во взаимодействие с полями наших роторов. А что до тех колючих ворохов, уверен — то были их нервные центры.

Зении подошел к киноаппарату, настроил его и включил. Колючий, танцующий ком был снят очень чет ко, во всех подробностях. Увеличив изображение, Зенин поместил на экран его нижнюю часть, где иглы соприкасались с опорой. И, странное дело, оказалось, что в каждый мо

мент времени игольчатый ком балансировал на одной только игле, причем место опоры не менялось То был маленький полукруглый бугорок, к которому отовсюду протягивались иглы. Но лишь одной игле удавалось опереться на него, когда прежняя наклонялась и ком должен был потерять равновесие, в бугорок упиралась соседняя. Смена игл, поддерживающих ком, происходила очень быстро, ио ее хорошо можно было рассмотреть, замедлив воспроизведение. Иглы были такими острыми, что даже при наибольшем увеличении концы нх оставались невидимы.

Как по-твоему, в основании иглы целая площадка, или один только атом, или, может бить, даже один моиополь? воскликнул вдруг Глухарев и, пс дожидаясь ответа, с жа ром заговорил: Пос lyiuafi, Воли-дя, ведь это очень важная подроб ностк, что игольчатый ком (являющийся, по твоей догадке, их мыслительным органом) во всякий миг уравновешен на одном монополе. Ты знаешь ие хуже меня, что согласно квантовой механике нет законов, предписывающих, куда двинуться данной элементарной частице. Но у этих существ именно движением одной элементарной частицы определяется в каждый момент нх поведе ние.

Что-то мутно? — сказ, i Зенин.

— Конечно, — согласился Игорь, но вот, знаешь, на что я обратил

досадуя при этом, что не имеет подзорной трубы? Но, следуя советам Ф. Рабизы, ее не сложно изготовить самому из материалов, которые всегда под рукой. С помощью такого телескопа можно любоваться кратерами и «морями» Луны, увидеть многие планеты, которых и не увидишь простым глазом.

Но о планетах, звездах, галактиках ученые узнали не только из визуальных наблюдений с помощью астрономических приборов. Улавливание радиосигналов и космических лучей помогает познать сложные физические процессы, происходящие в отдаленных районах Галактики. Есть и еще один очень интересный способ изучения далеких миров, который дает возможность понять, из каких элементов состоит звезда и каким образом она движется. Это метод спектрального анализа.

Автор книги знакомит читателя с «тайнами» спектра, приводит описание моделей, работая с которыми можно получить спектры различных веществ, разгадать тайну «Красного смещения», понять, каким образом ученые высчитывают скорость и направление движения далеких звезд.

И когда ты постиг азы «космической» инженерии, штурманской и научной работы, можно учиться летать. Но учатся этому в воздухе. Поэтому очень важно уметь запустить высоко в воздух воздушный змей, научиться оценивать силу ветра, подъемную силу конструкции. После простейших опытов с плоскими змеями можно приступить к изготовлению более устойчивого коробчатого змея. Он лучше поддается управлению, и поведение его в воздухе разнообразнее. Можно послать по лееру воздушную почту, спустить на парашюте прикрепленный к змею мячик, осуществить мягкую посадку «спускаемого» аппарата, произвести «стыковку» двух коробчатых змеев в воздухе.

Весь мир с захватывающим интересом следил за посланными на Луну луноходами, прошедшими много километров по лунной поверхности и «рассказавшими» ученым все, что оии «узнали» и «увидели». Связь с луноходами осуществлялась по радио с Земли. Модель планетохода с автоматическим управлением можно сделать самому.

Последняя глава книги называется «космические фантазии». Если

у читателя возникает желание помечтать о космосе и запечатлеть свои фантазии на бумаге, он может это сделать не только пером или кистью.

Автор предлагает изготовить «космические картины > при помощи фотоаппарата. соответствующих макетов, некоторой изобретательности и фантазии. И, глядя на приведенную в книге фотографию, трудно усомниться, что «Высадка экспедиции на спутнике Сатурна» еще не состоялась.

Простор для мысли и умелых рук в этой работе большой. Тут нужно быть и декоратором, и сценаристом, и оператором одновременно. Однако все это посильно (а главное — интересно) и при терпении и настойчивости может быть успешно выполнено.

Книга содержит много полезных советов, и от степени углубления в описанные опыты зависит, останется ли космос, создаваемый у себя дома, «игрушечным», или пре вратится в моделирование, как метод изучения, или, наконец, станет первой ступенькой трапа звездного корабля.

ИРИНА КУЗЬМИНА

61