Техника - молодёжи 2000-05, страница 11

Техника - молодёжи 2000-05, страница 11

Однако неудовлетворительная работа двигателей ЭМЗ-4062 (а один из них не давал даже половины заявленной мощности) потребовала их регулировки и доводки, которые, с незначительными доработками бортовых систем и закрылков, продолжались до середины августа. За это время вместо ЗМЗ на экраноплан поставили автомобильные моторы BMW, мощностью по 285 л.с. каждый.

И только 20 августа 1999 г. «Иволга-2», пилотируемая главным конструктором В.В. Калгановым, совершила свой первый полет над водой.

Испытания на воде, продолжавшиеся до ледостава, показали отличную устойчивость и хорошую управляемость экранолета. Расчетные летно-технические характеристики полностью подтвердились.

В процессе испытаний имитировался отказ одного двигателя. Оказалось, что и на одном моторе возможен устойчивый полет вблизи экрана, причем его продолжительность может даже возрасти, а на технику пилотирования несимметричность тяги практически не влияет.

Во время многочисленных экспериментальных полетов Калганов подготовил еще одного пилота-экранолет-чика, хотя аппарат и не имеет спаренного управления.

10 февраля 2000 г. экранолет пролетел по маршруту Иркутск — Листвянка — Байкальск — Иркутск общей

протяженностью 180 км. При этом им управлял Д.Г. Щебляков, а Калганов выполнял роль пилота-наставника.

В перелете участвовали: Г.А. Мар-чук — техник-механик, Л.М. Ивахно — заместитель главного конструктора и С.А. Дунаев — ведущий инженер по испытаниям. Пять членов экипажа в 10-местной просторной кабине, несмотря на наличие контрольно-записывающей аппаратуры, разместились с комфортом — с любого места в пассажирском салоне открывается отличный обзор, а шум в кабине незначительный.

В 16.45 экранолет легко оторвался от снежного наста и на высоте 1,5—2 м над заснеженным водохранилищем полетел на юг Около пятидесяти километров, до поселка Большая Речка, полет проходил над снежной целиной. Затем, за 12 км от Байкала, начинается чистая вода. Вытекающие из озера быстрые воды Ангары никогда не замерзают, но при морозе в 25-30° С над рекой, до высоты около 4 м, стелется туман. Поэтому «Иволге-2» пришлось лететь над туманом, в 5 м от воды. Перед Байкалом же туман исчез.

Над озером полет проходил на высоте до 10 м. Крейсерскую скорость 170— 180 км/ч держали по 10—20 минут, мчась над снегом, на высоте 1 м, развороты выполнялись легко, с небольшим креном. При обходе препятствий высота достигала 15 м, а крен — 30—40°.

Диапазон скоростей «Иволги-2» — 70—195 км/ч. Расход топлива двух двигателей — 70—80 л/ч при полете на высоте 10 м. А на высоте 1 м расход снижается почти вдвое и равен 30—35 л/ч.

Надо сказать, что Ангара и Байкал — самое подходящее место для испытаний экранолетов в экстремальных условиях. Летом здесь может быть большая волна и отмели с различным грунтом на берегу. Зимой можно осуществлять взлет и посадку со снега, с гладкого льда и даже с чистой воды (и это при минус 35—40° С), а при желании — с воды, покрытой тонким льдом. В 1971 — 1995 гг. здесь испы-тывались экспериментальные образцы экранолетов Иркутского политехнического института и разработанные А.Н. Панченковым.

На маршруте экипаж «Иволги-2» совершал посадки в районе Листвянки — на лед Байкала — и на снег у Большой Речки.

Через час с четвертью, в 18.00, экранолет сел в Молодежном и зарулил на стоянку испытательной базы.

Разработчики «Иволги-2» получили заказ на 25 машин от Ленского пароходства, предполагаются заказы от МЧС и от пограничников.

Надо полагать, что многоместные экранолеты могут стать эффективным транспортом круглогодичного использования для сибирских рек, озер и для тундры, а их экономическая эффективность будет выше чем у автобуса. ■

зенитная пушка образца 1915 г., созданная еще до Первой мировой войны Ф.Ф. Лендером. Однако она уже перестала отвечать изменившимся требованиям к артиллерии такого рода — к тому времени значительно возросли скорости и «потолки» боевых самолетов, летчики научились атаковать цели с небольших высот и с пикирования. Поэтому понадобились не только крупнокалиберные зенитки, но и скорострельные, автоматические, из которых было бы можно поражать внезапно появляющиеся легкие бомбардировщики и истребители.

Разработка новых орудий велась в нескольких конструкторских бюро и на предприятиях, в том числе на заводе имени М.И. Калинина. Его основали в 1866 г. в Петербурге, однако в 1919 г., когда войска генерала Юденича и поддерживающие их английские интервенты приблизились к Петрограду, перевели в тыл, где и продолжали заниматься созданием новых артсистем.

С 1935 г. там, под руководством главного конструктора М.Н. Логинова, приступили к разработке автоматических зениток калибром 37 и 45 мм, предназначенных для ведения огня по самолетам, летящим на малых и средних высотах со скоростями до 540 км/ч.

Устроены они были одинаково, автоматика действовала за счет энергии отдачи ствола с коротким ходом Ствол первой, длиной 74 калибра, был моноблочным, с пламегасителем и навинт-ным казенником, затвор — клиновым,

вертикальным. Подача 37-мм патронов производилась из 5-зарядной обоймы.

Досылатель был пружинным, броско-вого типа и соединенным с казенником, пружинным выполнили и накатник. Охлаждение было воздушным.

Исходные данные о цели вручную направлялись в прицельное устройство, в котором автоматически вводились вертикальное и боковое упреждения. Расстояние до объекта обстрела рассчитывали с помощью стереоскопического дальномера.

После испытаний армейский вариант 37-мм зенитки назвали 91 -К (К — завод имени Калинина) и приступили к серийному производству, в том числе на заводе имени К.Е. Ворошилова.

Основной вариант 91-К размещали на четырехколесной платформе, оборудованной опускаемыми опорами. При транспортировке ее буксировали грузовиком. Иногда пушку снабжали вертикальным щитом с отверстием в которое перед перевозкой опускали ствол.

Кроме 91-К, выпускали модификации для флота. Одноствольная, без щита, размещаемая на вращающейся платформе, называлась 70-К, спаренной присвоили 66-К и счетверенной — 46-К. Ими предполагалось оснащать боевые корабли новых типов, в частности, линейные крейсеры «Кронштадт», сторожевики «Ястреб», тральщики «В.Полухин», большие охотники за подводными лодками «Артиллерист», многоцелевые катера проекта «200».

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 52000

Однако начавшаяся война сорвала достройку многих из них, но пушки не остались без дела — ими усилили противовоздушную оборону кораблей, уже состоявших в строю, в том числе эсминцев типа «Гневный».

На суше 91 -К применяли для прикрытия от авианалетов различных объектов, городов, переправ. Сохранились фотографии таких зениток, установленных осенью 1941 г. на крышах некоторых московских высоких зданий, в частности, гостиницы «Москва». В Сталинграде летом 1942 г. 91 -К затаскивали даже на крыши цехов выпускавшего танки завода «Баррикады».

Иногда их применяли и для отражения атак вражеской бронетехники, ведь броню толщиной 40 мм их снаряды пробивали с дистанции 500 м, а с расстояния 1 тыс. м — 31 мм. В начале войны этого было достаточно, чтобы уничтожить или надолго вывести из строя танки и бронетранспортеры вермахта. Оснащали этими артсистемами и бронепоезда.

Для своего класса 91 - К оказалась достаточно эффективной, и на счету многих расчетов было немало побед над воздушным противником. Так, в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи хранится такая пушка с заводским номером 909. В период обороны Ленинграда расчет артиллеристов во главе со старшим сержантом И.А. Шаловым записал на свой счет 18 нацистских бомбардировщиков и истребителей. ■

2 Техника - молодежи N° 5

9