Техника - молодёжи 2003-10, страница 24

Техника - молодёжи 2003-10, страница 24

В 70-е гг. XX в. основой военно-морской мощи США были полтора десятка авианосных ударных соединений. Им противостояли советские атомные подводные лодки с крылатыми ракетами надводного и подводного старта.

Противодействие американцев было образцом системного подхода к решению проблемы. Они усовершенствовали комплексы гидроакустического и космического наблюдения, на самолетах патрульной авиации «Орион» установили улучшенные средства обнаружения и поражения субмарин, в авианосные ударные группы включили противолодочные атомные субмарины и палубные самолеты «Викинг» аналогичного назначения. Перехватчики F-14A «Томкет» взаимодействовали с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения «Хокай». Для непосредственной обороны самого ценного — авианосцев — построили 48 ракетных крейсеров типа «Тикондерога». В результате рубеж обороны авианосных соединений достиг 450—500 км. Для стрельбы по приближающимся противокорабельным ракетам использовали малокалиберные скорострельные артиллерийские установки «Вулкан-Фаланкс».

Борьба с такими группировками требовала их точного обнаружения, сопровождения и в нужное время нанесения по ним решающего удара. Этому должен был соответствовать новый противокорабельный ракетный комплекс «Гранит». Его разработка (главный конструктор В.Н. Челомей, затем Г.А. Ефремов) началась в ОКБ-52 в 1969 г. Этой ракетой с дальностью стрельбы 500 км и скоростью 2500 км/ч были вооружены атомные крейсеры проекта 1144 типа «Киров» и подводные лодки 3-го поколения проекта 949, разработанном в ЦКБМТ «Рубин» (главный конструктор П.П. Пустынцев, а с 1977 г. И.Л. Баранов).

От предшественников «Гранит» отличают гибкие, адаптируемые траектории полета, возможность подводного и надводного старта, залповой стрельбы с рациональным пространственным расположением ракет, помехозащищенная селективная система управления. Допускается стрельба по целям, чьи координаты определены с погрешностями, и при устаревших исходных данных. Ракета ЗМ-45 оснащалась полумегатонной ядерной (до начала 1990-х) или фугасной боевой частью массой 750 кп турбореактивным двигателем КР-33 и твердотопливным кольцевым ускорителем. «Граниты» выстреливаются залпом и по одиночке, в первом случае в полете производится перераспределение целей, а при выходе из строя ракеты-лидера ее роль принимает на себя другая.

Атомные подводные лодки проекта 949 традиционно для отечественного флота двухкорпусные, стальной прочный корпус цилиндрический, переменного диаметра и разделяется на 9 отсеков. «Сплюснутый» легкий облицован противогидроакустическим покрытием. Между бортами прочного и легкого корпусов разместили 24 пусковых контейнера с «Гранитами», наклоненных на 45°. Ограждение выдвижных устройств имеет ледовые подкрепления, в нем находятся два перископа и антенны радиосекстана, радиолокатора, пеленгатора, систем радио и спутниковой связи. Кроме того, имеется всплывающая буйковая антенна типа «Зубатка» для обеспечения связи из-под воды и льда. Носовые горизонтальные рули убираются в корпус. Для экипажа устроили спортивный зал, бассейн, сауну, солярий и живой уголок.

Энергетическую установку унифицировали с тяжелыми ракетными крейсерами стратегического назначения проекта 941. Она состоит из двух реакторов водо-водяного типа, двух паровых турбин общей мощностью 100 тыс. л.е., работающих на два гребных винта через редукторы, снижавшие для понижения

«АНТЕИ» И «ГРАНИТЫ»

шумности частоту их вращения. На лодках проекта 949 винты были соосными, 4-лопастными, на модифицированных 949А — 7-лопастными, малошумными. Главные механизмы — блочного исполнения с двухкаскадной амортизацией. Для повышения живучести паротурбинную установку разместили в двух отсеках. Имеется два турбогенератора по 3200 кВт и дизель-генератор в 800 кВт. В электроэнергетической установке внедрили статические выпрямители, позволявшие остановить обратимые преобразователи в основных режимах работы, предусмотрели и дежурный режим, обеспечивавший готовность преобразователей к автоматическому пуску и приему нагрузки после потери питания от турбогенераторов. Лодку оборудовали двумя подруливающими устройствами.

Данные, полученные от гидроакустического комплекса «Скат», систем радиосвязи, космической разведки и целеуказания, после обработки вводятся в боевую информационно-управляющую систему «Антей». Имеется высокоточный, автоматизированный навигационный комплекс «Медведица-949М».

Четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата с устройствами быстрого заряжания и боекомплектом из 28 единиц установили в носовом отсеке. Из них, со всех глубин, выпускаются обычные торпеды, ракето-торпеды «Водопад» и «Ветер».

Головная лодка К-206, построенная в Северодвинске, вступила в строй в апреле 1980 г. Высокая скорость подводного хода, прекрасные маневренность и управляемость, большая глубина погружения и малошумность сделали ее неуязвимой. Возможность залпа 24 ракетами, космическое целеуказание и система обмена информацией о целях между летящими ракетами обеспечивали избирательность и точность поражения. Одна субмарина проекта 949 была способна обнаруживать авианосные соединения, следить за ними и в нужное время атаковать их. По мнению отечественных специалистов, по критерию «эффективность—стоимость» подводные крейсера проекта 949 были бы наиболее предпочтительными для уничтожения вражеских ударных авианосцев.

В 1982 г. третий и последующий атомоходы решили строить по проекту 949А «Антей». Дело в том, что при работе над проектом 949 стремление уменьшить водоизмещение привело к чрезмерному уплотнению оборудования, что осложняло обслуживание механизмов и оружия. Проект 949А предусматривал увеличение водоизмещения, но облегчал боевую работу экипажей и обеспечивал непрерывную модернизацию кораблей. 14-я по счету лодка, с новой крылатой ракетой НПО машиностроения, могла в три раза превосходить по боевой эффективности предшественниц и была бы менее шумной. Планировалось построить 19 кораблей проектов 949 и 949А, однако прекращение правительством финансирования военного кораблестроения остановило эти замыслы на 14 кораблях.

По проекту 949 на северодвинской верфи в 1980 п построили К-525 «Архангельск» и в 1983 г. К-206 «Минский комсомолец», переименованный в «Мурманск». Сначала их отнесли к крейсерским, а в 1992 г. переклассифицировали в атомные подводные крейсеры. Ныне они выведены в резерв.

По проекту 949А в 1986 г. сдали флоту К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск», в 1987 г. К-139 «Иркутск», в 1989 г. К-119 «Воронеж», в 1990 г. К-410 «Смоленск» и К-442 «Челя

бинск», в 1992 г. К-456 «Касатка» (ныне «Вилю-чинск») и К-266 «Орел» — до апреля 1991 г. «Северодвинск», в 1993 г К-186 «Омск», в 1994 г. К-141 «Курск», в 1996 г. К-526 «Томск». Из-за нехватки финансирования в 1998 г. законсервировали К-135 «Волгоград», не состоялась закладка К-160 «Барнаул». Не оконченный К-329 «Белгород» остался на стапеле, но в сентябре 2000 г. было решено достроить его взамен «Курска».

...В тот год название этой субмарины стало известно всему миру. «Курск», на борту которого было 118 человек, погиб 12 августа на полигоне боевой подготовки Северного флота в Баренцевом море из-за двух взрывов в носовом отсеке. Причины, вызвавшие их, установить не удалось (правительственная комиссия сочла наиболее вероятной утечку перекиси водорода из 650-мм торпеды). Все, находившиеся в 1, 2-м и частично 3-м отсеках, погибли при взрыве или вскоре после него, оставшиеся в живых 23 подводника сосредоточились в 9-м отсеке. Все они были ослаблены действием углекислоты и знали, что при самостоятельном всплытии погибнут от декомпрессии. В отсек поступала вода, помощь опаздывала. «Отчаиваться не надо» — написал в предсмертной записке капитан-лейтенант Д.Колесников. Президент В.Путин поклялся, что покоящийся на глубине чуть более 100 м «Курск» поднимут, что и произошло в сентябре—октябре 2001 г. Привлеченная к этой операции голландская фирма «Мам-мут Транспорт Антиллес Н.В.» обладала опытом подъема крупных объектов 900-тонными тросовыми гидравлическими домкратами. Проект подъема разработали специалисты фирмы, ЦКБ MT «Рубин», ведущей организации России в области судоподъема и аварийно-спасательного дела — 40-го Государственного научно-исследовательского института Минобороны и ФГУП ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова. Предварительно дистанционно управляемой пилой отрезали разрушенную 20-метровую носовую оконечность «Курска», в корпусе прорезали отверстия для проведения в них захватов. После этого над лодкой встала 140-метровая голландская баржа «Джайнт-7», оснащенная системой динамического позиционирования. На ней установили 26 гидравлических захватов и два 50-тонных подъемных крана. Для компенсации качки рамы домкратов могли смещаться вверх-вниз, управляемые оператором, повышение давления в компенсаторах вертикальных перемещений пропорционально нагрузке, создаваемой домкратами, рассчитывал компьютер, «командовавший» и всеми домкратами. В отверстия в корпусе «Курска» ввели захваты, подвешенные к стропам из 54 тросов (диаметр каждого, сплетенного из 7 проволок, был 1,8 см).

Лодку подняли к барже и отбуксировали к плавучему доку в поселок Росляково. Там к ней для уменьшения осадки присоединили два понтона, изготовленные в Северодвинске. В доке «Курском» занялась комиссия, расследовавшая причины катастрофы, из отсеков извлекали и опознавали останки погибших подводников.

15 августа 2003 г. один из мемориалов морякам «Курска» открыли на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

Сейчас группировка подводных лодок проекта 949А вместе с самолетами морской ракетоносной и дальней авиации остается единственным средством, способным противостоять ударным авианосным соединениям США. Они могут эффективно действовать против кораблей всех классов в вооруженных конфликтах любой интенсивности. п

Юрий Александров, инженер ФГУП ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова