Юный Натуралист 1987-05, страница 26

Юный Натуралист 1987-05, страница 26

24

не осветило деревья, либо во второй половине дня, когда оно уже скрылось за лесом. Видимо, мегариссы боятся перегрева.

Некоторые вопросы еще предстоит выяснить. Так, не совсем понятно, каким образом молодой наездник выходит на волю — для того чтобы прогрызть в древесине кратчайший ход, нужны очень сильные челюсти, а они у наездника не такие уж сильные. Может быть, он использует ход, который раньше прогрызла личинка рогохвоста? Не понял я, чем питаются взрослые мегариссы. Предстоит выяснить, есть ли враги у наездников. Едят ли их птицы?

Владимир БАБКИН

Москва

Юные экологи Саратовской областной станции юных натуралистов пишут нам, что изучают насекомых своего края. В прошлом году в лесопарке «Кумысная поляна» они вели наблюдения за деятельностью рыжих лесных муравьев. А в этом году по заданию республиканского степного заказника «Саратовский» будут изучать кормовую базу дрофы — редкой теперь птицы, занесенной в Красную книгу СССР. Надеемся, что ребята поделятся с нами результатами своих исследований.

А вот еще одно наблюдение. Взгляните на снимок, помещенный на первой обложке журнала. Его автор — Николай Иванович Тутов. Рассказ о бабочке зорьке подготовила для вас кандидат сельскохозяйственных наук Нина Александровна Селиванова.

ее зовут зорька

Яркий свет разбудил бабочку. Вспорхнула. Еще сонная, лениво опустилась на цветок и замерла. Пронизанные солнышком крылья стали прозрачными, мраморный рисунок проступил отчетливее, а оранжевые пятна на передних крыльях засияли еще ярче.

Зовут е? зорька, или аврора, по имени богини утренней зари. Вся она радостная, как летнее утро. Ночные бабочки уже закончили свои полеты и устроились на отдых где-то в укромном местечке. Из дневных зорька одна из самых ранних.

В семействе белянок, к которому она

относится, немало вредителей. Это широко известная капустница, боярышница и другие. А зорька совсем безвредная. Ее ярко-зеленую с белой продольной полосой на брюшке гусеницу в середине лета можно встретить на разнотравье — ярутке, гулявнике и других растениях.

Аврора — бабочка ранневесенняя. Летает в солнечные апрельские дни в поле, в лесу и радует глаз человека красотой своего наряда. Такие бабочки немногочисленны, и встречи с ними сюрприз даже для знатока насекомых.

...Опускается на цветок бабочка. Уцепилась лапками, разворачивает хоботок в предвкушении сладкого завтрака. Щелчок затвора — и прекрасный миг увековечен.

Есть в Москве такая академия — Тимирязевская. А полностью она называется так: Московская сельскохозяйственная академия имени К- А. Тимирязева. Короткую экскурсию по одному из ее уголков проведет кандидат сельскохозяйственных наук Сергей Александрович Аладин.

75 лет длится опыт

Просыпается земля. Лучи весеннего солнца скользят по курчавой зелени бывшей подмосковной усадьбы Петровско-Разумовское, сегодня это если не центр, то уж и не окраина столицы. Спешат на свои опытные поля будущие агрономы — многоязыкая, шумная, веселая толпа.

Много есть в Тимирязевке заповедных и исторических мест, но на фоне более чем столетней истории академии выделяется один сравнительно небольшой участок, где, разделенные идеально ровными дорожками, расположены поля — это один из самых уникальных в мировом земледелии длительный стационарный опыт Тимирязевской сельскохозяйственной академии.

Именно в этом месте в далеком 1912 году по инициативе классика мировой и отечественной науки академика Дмитрия Николаевича Прянишникова профессор Алексей Григорьевич Дояренко заложил опыт, целью которого было определить, как долго можно выращивать на одном месте картофель, лен, озимую рожь или другие культуры, что при этом будет происходить с почвой и ее важнейшим свойством — плодородием. Что будет, если