Юный Натуралист 1987-03, страница 34

Юный Натуралист 1987-03, страница 34

разноцветье тюльпанов и сон-травы всех оттенков, от ярко-желтого до фиолетового, темные с поникнутыми головками рябчики, белые и фиолетовые ирисы.

Сыпсынагаш менее ярок — осиновые и березовые колки, окруженные песчаной степью. Но в июне, когда легкий ветер слегка перебирает серебряные волосы ковыля, а кудрявые колки дрожат зеленым маревом, когда внезапно, почти из-под ног тяжело взлетит стрепет или задаст стрекача косой, чувствуешь — есть нераскрытые тайны у этого заповедного уголка.

25 видов хищных птиц встречается в Наурзуме, 12 из них гнездятся здесь. Это и редкие орлы — орлан-белохвост, орел-могильник, крупный сокол-балобан, мелкие соколки — чеглоки, кобчики, пустельга, дербник; ястребы и канюки; коршун и луни; ночные хищники — филин, ушастая сова, сплюшка.

А вот обычных лесных птиц в этом южном бору мало. Выстукивает весеннюю песню-дробь по сухому стволу дерева дятел, с середины апреля начинают строить гнезда большие синицы, очень редко можно встретить гнездо-рукавич-ку синицы-ремеза, маленькие серовато-бурые славки хлопочут в зарослях кустарника спиреи, дикие голуби и иволги находят здесь приют и стол.

Ранней весной наполняется лес необычным гулом. Это начинают токовать тетерева. Они так же «прописаны» в Наурзуме, как и серые куропатки по полянам и опушкам, перепелочки на луговинах.

Смешение южной и северной флоры и фауны характерно для территории заповедника. Летом здесь жирует сайга, а в лесу ходят с молодняком косули, бок о бок живут зайцы-беляки и русаки, обыкновенная лисица и степная лисичка-корсак, в последние годы стали нередки встречи с лосем, по степи многочисленны тушканчики — большой земляной заяц и по пескам — емуранчик. Одновременно на гнездовье собираются южные лебеди-шипуны и северные кликуны, пустынная птица саджа, южные розовые скворцы летом и полярные совы зимой. В мире растений также разительные встречи — сухой ковылек и василек сибирский, чий и красный ковыль, тамарикс и заросли черной смородины, лох серебристый и черемуха, папоротники и кокпек. Земля контрастов —

Наурзум заповедный... Степи, леса, злые соры и луговины с мягкой травой и яркими цветами, полупустынные участки и озера.

Озера составляют почти четверть территории заповедника. И какие они разные! Пресные и соленые, мелководные, но с ямами-бочагами до 4 метров глубиной, с берегами заросшими и голыми, открытыми ветрам и солнцу. Но объединяет их одно: все они занимают бессточные котловины и наполняются в основном только талой, снеговой водой. А временами, раз в 12—14 лет, большинство озер пересыхает. Ветры выдувают солевые наносы, сухие водоросли. Очищают котловины для новой воды, новой жизни. Придет талая вода, зальет озеро, выплеснется из берегов, принесет с собой рыбную молодь, водных животных, водоросли, пережившие тяжелое время в глубоких бочагах по реч-кам-карасу. Молодое озеро начнет свой новый жизненный цикл. Потянутся сюда весной вереницы водных птиц. Часть их улетит дальше, на север, а некоторые останутся и заведут свой дом.

Наурзумские озера лежат на пути древних миграций водоплавающих и околоводных птиц. Издревле находят тут отдых и приют во время пролета тысячи птиц — утки, гуси, кулики, чайки, цапли.

В конце марта, когда в степи зачернеют первые проталины, появляются на озерах одиночные серебристые чайки и гуси, лебеди-кликуны. Еще озера скованы льдом, но птицы находят корм, подбирают просыпанное зерно, плещутся в воде по степным ложбинам.

Вскоре начинают прибывать стайки утиных. Появляются кряквы, шилохвости, чирки, сизые чайки, кулики.

К середине апреля озера освободились ото льда, днем и ночью полетели птицы. Тысячи их спешат в родные гнездовья. После трудного пути желанный отдых находят они на заповедных озерах.

Среди более чем 230 видов пролетных и гнездящихся в Наурзуме птиц немало включенных в Красную книгу СССР: краснозобая казарка, стерх, журавль-красавка, дрофа, колпица, кречетка, сокол-балобан, беркут, орел степной, утка-савка, черноголовый хохотун, пеликаны, кудрявый и розовый, стрепет.

Не только птицы появляются на озе-