Костёр 1986-11, страница 37

Костёр 1986-11, страница 37

тей. В Архангельской губернии таким способом делали погремушки — «шаркунки» для маленьких детей. Если в хозяйстве трескался глиняный горшок, то хозяин не спешил его выкидывать. Он обматывал, «повивал», как говорили раньше, горшок длинной берестяной лентой, ошпаривал, береста стягивала трещину, и горшок еще мог хранить молоко. Даже была загадка о горшке: «В огне крещается, берестой повивается», и пословица о драчунах: «Башка не горшок, берестой не повьешь». Так-то!

Многие века Русь называли «деревянной», «лапотной». Помните кадры старой кинохроники? Идут перед камерой красногвардейцы, мелькают

лапти, опорки и изредка — сапоги. А сейчас все наоборот: трудно найти мастера-

лапотника, который сплел бы настоящие лапти для исторического фильма. Кто сейчас «лыко вяжет»? — единицы. Плетеную обувь делали в старину разных моделей. Босови-ки — носили дома. Опорки — плели с пяткой, для дороги. Бахоры — носили в Вятской и Архангельской губерниях. Бе-рещаники — делали из бересты. Верзни — в Олонецкой губернии были рабочей обувью. И пресловутые лапти, плетенные из бересты или лыка, обували всю Россию...

В избе русского крестьянина береста занимала второе почетное место после дерева. Туеса

Ш- ■ ■

ШшШШш

^оураки), коробья, пестери, заплечники, кошелки (кессе-ли), лукошки, масленки, наби-рушки, корзинки, зобенки, солонки, поставцы, ягодники. В них хранили молоко и квас, ягоды и муку, солили грибы и квасили капусту, укладывали девичье приданое и собирали малину, берегли в них соль и приносили живую рыбу с рыбалки.

Туесок мог быть маленьким, на полстакана, и были большие туеса, на четыре ведра воды.

Умелые крестьянские руки делали туеса из цельных цилиндров бересты, снятых с поваленного дерева.

Коробья и заплечники мастера сшивали конским волосом или лозой из пластов березовой коры. ,

Ягодники, кошелки и лукошки выплетали из берестяных лент, иногда, для прочности, в два слоя.

Береста красива сама по себе,— теплая, золотистая, медовая, с мягкой бархатной поверхностью. Но народные художники стремились еще украсить берестяные изделия. Железными чеканами тиснили по бересте орнамент, рисовали красками цветы и птиц, украшали прорезным многоцветным рисунком...

В наше время осталось не много народных мастеров, помнящих древние приемы обработки бересты. В Архангельской области знаменита семья Фатьяновых. В Карелии украшает тисненым орнаментом туеса и коробочки Леонид Николаевич Парфенов, плетут из бересты В. А. Иванов и С. А. Иконников, создает берестяную скульптуру Василий Александрович Костылев...

Посмотрите внимательно на «Дон-Кихота» — вся скульптура, от копыт лошади до кончика копья, выплетена из ленточек бересты разной ширины. Василий Александрович и сам в чем-то «Дон-Кихот»,— так же упор=-но и неукротимо защищает достоинства волшебной бересты, как тот Дон-Кихот защищал Дульсинею Тобосскую. Он защищает бересту от забвения...

Г. САЛТУП Фото автора